«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров информируют: «Проект готов. Слово за горожанами»

23 декабря 2004 (13:05)

Вчера в Уральской государственной юридической академии началось общественное обсуждение нового Устава.

Устав города в отличие от воинского подлежит на стадии разработки и поправкам, и широкомасштабной дискуссии по всем его пунктам. Удивление это вызывает лишь потому, что за 15 лет демократии в России граждане до сих пор не осознали во всей полноте своё право влиять на решения власти, даже власти «малой», власти своего города или посёлка. А ведь когда-то основы европейской или американской демократии закладывались тем, что городские общины начинали сами решать вопросы своей жизни и отстаивать интересы своего селения перед вчера ещё всесильными баронами и монархами.

В России, увы, таких многовековых традиций нет, и надо наверстывать упущенное семимильными шагами. Во всяком случае общественную апатию пора стряхнуть с себя, как дурной сон. Момент очень важный: по Уставу, который сейчас обсуждается, предстоит жить не только нам, но и нашим детям, а то и внукам. Именно поэтому в последние дни уходящего 2004 года в СМИ, в Интернете и на предприятиях развернулось обсуждение опубликованного на днях проекта нового Устава МО «Город Екатеринбург».

Создай лицо муниципальной власти

Кратко — о том, зачем городу понадобился новый Устав и в чём его особенности по сравнению с Уставом 1995 года. По словам одного из разработчиков проекта, заместителя главы аппарата городской администрации Сергея Тушина, устав 1995 года был весьма качественной разработкой, что в своё время признали и представители федеральной власти: за почти 10 лет его действия в него было внесено всего 13 поправок, а в 6 областных центрах России екатеринбургский опыт был взят за основу при составлении собствен-

местных муниципальных уставов. Но в 2003 году вышел федеральный закон о местном самоуправлении, который изменил лицо этого самоуправления настолько кардинально, что старый устав, приняв в себя необходимые поправки, просто потерял свою цельность.

В ходе конкурса проектов Устава победила разработка, созданная под руководством доктора юридических наук, профессора УрГЮА Игоря Выдрина. По его мнению, новая версия Устава не несет Екатеринбургу каких-то революционных перемен: система формирования органов власти останется прежней, мэр и депутаты Гордумы по-прежнему будут избираться прямым голосованием по мажоритарной системе. Зато новый Устав предусматривает более чёткое разграничение функций между исполнительной и представительной ветвями городской власти, а кроме того, он существенно расширит возможности участия горожан в управлении муниципалитетом.

И это право каждый екатеринбуржец сможет реализовать уже сегодня: проект Устава опубликован во многих СМИ («Студия «Город», к примеру, выпускает в эфир специальную передачу под рубрикой «Обсуждаем Устав»), подготовлено специальное издание Устава для городских библиотек. Также открыт веб-сайт для общественного обсуждения в Интернете (его адрес http://ustav.ekaterinburg.ru), а в трудовых коллективах городских предприятий уже начали проводиться специальные лекции, посвящённые этой теме.

Причём это вовсе не пустая формальность, потому что до марта 2005 года рабочая группа по обсуждению Устава, созданная при администрации Екатеринбурга, будет собирать все предложения общественности, чтобы затем вынести их на суд депутатов городской Думы. В июле новый Устав должен быть принят, но муниципальная реформа на этом не закончится: далее предстоит приведение уже существующих нормативных актов в соответствие с главным городским документом.

Не нужен мэру «короткий поводок»

Дискуссии вокруг Устава уже начались: вчера прошла встреча Игоря Выдрина и Сергея Тушина со студентами и преподавателями Уральской государственной юридической академии, где будущим юристам предложили высказать своё мнение о проекте Устава. Это вполне логично: юрист всегда даст любому нормативному акту более квалифицированную оценку, чем человек, не искушённый в правоведении. А студенты в большинстве своём представляют лицо Екатеринбурга XXI века, им в этом городе жить завтра. Поэтому их горячо интересует, к примеру, как будут осуществляться выборы главы города в соответствии с новым Уставом — всем населением, как уже привыкли горожане, или Гордумой? Ведь одно дело — волеизъявление всех граждан и совсем другое -мнение 35 человек, входящих в состав законотворческого органа. Не станет ли мэр, избранный депутатами, заложником интересов узкой группы политиков? И как избирать саму Гордуму: как раньше, от каждого округа по депутату, или голосовать всем городом за списки кандидатов, представленные партиями (так в Свердловской области формируется Облдума).

- У муниципальных образований пока что есть возможность самостоятельно определять тип избирательной системы, -— заверил студентов Игорь Выдрин, — и нам, как разработчикам проекта Устава, больше нравится мажоритарная, потому что она уже доказала в Екатеринбурге свою жизнеспособность. Не будем забывать, что Россия подписала международную Хартию о местном самоуправлении, которая предусматривает выборы главы муниципального образования всеми гражданами. В этом есть логика: мэр, выбранный депутатами, рискует оказаться на «коротком поводке» у тех, кто сделал его главой муниципальной власти.

В рамках обсуждения разработчики проекта предполагают объявить конкурс студенческих работ на тему нового Устава, победитель которого в конце марта получит премию в размере 10 000 рублей. И всё же цивилизованное будущее Екатеринбурга, в которое внесут свой вклад участники обсуждения, стоит несоизмеримо больше. Его вообще нельзя измерить в денежном эквиваленте, равно как и гражданскую активность жителей столицы Урала.

КОММЕНТАРИЙ

Человек должен знать, кто за что отвечает

Профессор Уральской государственной юридической академии Игорь Выдрин:

— Федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» начнет действовать с 2006 года, но уже сегодня понятно, что, согласно этому закону, полномочия местного самоуправления сократятся. Так, из ведения муниципальных образований уйдёт оказание специализированной медицинской помощи, финансирование учебного процесса в муниципальных образовательных заведениях перейдёт к регионам, равно как и выплата зарплаты бюджетникам. До сих пор непонятна судьба подоходного налога, который собирается на территории города, но 50 процентов его потом уходит в вышестоящие бюджеты. Поэтому важно сегодня довести до сведения избирателей, что представляет собой проект нового Устава Екатеринбурга, который фактически учреждает модель городской власти. Нас всех в ближайшем будущем ждут сложные времена, и сложность эта связана с перераспределением полномочий между уровнями власти в России. Избиратель должен знать, кто и за что в нашей стране теперь несёт ответственность.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Согласно федеральному закону о местном самоуправлении, наш город получит статус городского округа, что позволит его муниципальной власти брать на себя отдельные полномочия государственной власти. Под этот статус попадёт ещё 68 территорий Свердловской области.

По проекту нового Устава Екатеринбурга, количественный состав депутатов Гордумы увеличится до 35 человек, но только 10 процентов народных избранников будут работать на освобождённой основе.

Администрации районов Екатеринбурга получат статус «юридических лиц»,

Расширяются рамки участия граждан в решении вопросов местного значения: кроме участия в муниципальных выборах население может влиять на власть через сходы, конференции, референдум, а также посредством участия в разного рода опросах.


Другие материалы по теме: