Евгений Борисов и «Вечерний Екатеринбург» убеждают: «Не нужно смотреть в магический шар,»

11 января 2005 (13:16)

чтобы понять, по каким основным векторам будет развиваться внутренняя политика России в 2005 году


Заниматься политическими прогнозами — дело крайне неблагодарное. К тому же в современном обществе содержание прогноза напрямую зависит от того, кто этот прогноз заказывает. Не хочется впадать в две крайности: верноподданнический оптимизм и апокалипсический пессимизм. Ибо первый и во время чумы будет пировать, а второй априорно уверен — мир катится в пропасть.


Деньги пойдут на три буквы. То есть в ЖКХ


Давайте не будем бесцельно фантазировать. Да, в новом году будут и катастрофы, и кризисы, и противостояние между различными политическими и экономическими структурами — как было всегда в динамично развивающемся, живом мире. Вечная стабильность — удел кладбища. Причём даже тревожные предсказания в наше время основаны на грамотном научном расчёте — например, МЧС России, прежде чем заявить о большой вероятности в 2005 году аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, без всякой мистики проанализировало то, что есть сегодня. А имеем мы фатально устаревшую систему ЖКХ, которую надо модернизировать, причём срочно. Труба, проложенная ещё при развитом социализме, неизбежно прорвётся — тут не нужно быть дельфийским оракулом. По данным ведомства Шойгу, степень изношенности объектов ЖКХ в России составляет 30,4%. Значит, в 2005 году Россию ожидает масштабная коммунальная реформа, для реализации которой будет проведено распределение полномочий между государственными и частными предприятиями ЖКХ, вложены сотни миллиардов рублей, а также созданы новые формы самоорганизации жильцов, например, товарищества пользователей жилья. Но ЖКХ не реформируешь, поставив по стойке «смирно» муниципальную власть, -наоборот, ей нужно именно в государственных интересах сохранить все рычаги самоуправления, отлаженные за истекшее десятилетие, в том числе и финансовые. Поэтому глава государства не открыл Америки, когда заявил: мэров городов назначать из Кремля не будут. Это, собственно, аксиома, подобная той прописной истине, что пальцы в розетку совать нельзя — кроме того, выборность глав муниципалитетов прописана в Конституции России и соответствует европейской Хартии о самоуправлении. Наконец, Президент РФ не далее как в декабре на встрече с представителями СМИ заметил: «Без решения граждан, проживающих на этой территории, менять действующую систему нельзя».


Эксперименты с нашим участием


Президент ясно видит перспективы 2005 года. Причём его прогнозы на завтра также основаны на логике дня сегодняшнего. Есть стабильный рост экономики? Значит, вполне реально в 2005 году увеличить доходы бюджетников на треть. То же касается и планов политического переустройства страны. Так,


формирование парламента по партийным спискам ставит не только перед Президентом, но и перед законодателями очень важный вопрос, озвученный Путиным на той самой пресс-конференции: как сделать так, чтобы это новшество подтолкнуло развитие многопартийности в Российской Федерации. И посему уже сегодня можно предположить, что нас в 2005 году ожидает довольно интересный эксперимент, результатом которого будет либо естественное создание политических партий разной идеологической направленности, либо... Вот это самое «либо» очень не хочется ни оглашать, ни даже предполагать.


То же касается и перспектив административной реформы. Большое государство в этом смысле само себе противоречит: с одной стороны, оно традиционно опирается на сильную вертикальную власть, с другой — именно из-за своих гигантских пространств не может эту власть по уму организовать. Вывод напрашивается сам, и его Владимир Путин тоже озвучил во время декабрьской пресс-конференции: «Наша страна в течение длительного периода исторического развития существовала и развивалась как суперзабюрокраченная экономика и суперзабюрокраченное государство, где чиновники присвоили себе право решать всё и вся за всех... Нужно, как я уже неоднократно говорил, постепенно выводить государство из тех сфер экономики, где оно присутствует необоснованно. Это, кстати, и одно из основных направлений в борьбе с коррупцией».


Иными словами, нас всех в 2005 году ожидает ещё один занятный эксперимент: усиление роли федеральной власти в деле разбюрокрачивания экономики. Кому-то может показаться: мол, эта затея из серии «Пчёлы против мёда». Но мы же сегодня не даём оценок той или иной идее, мы просто пытаемся угадать, что день грядущий нам готовит. В конце концов, критерий истины — практика. Это касается в том числе и самого увлекательного эксперимента 2005 года — утверждения региональными парламентами губернаторов, назначенных Кремлём. Ведь, по словам Владимира Путина, эта процедура неизбежно приведёт к созданию в России системы выборщиков. То есть опять внедряем американский опыт среди родных осин. А уж что вырастет по осени, то вырастет.


КСТАТИ


В 2005 году...


Единый социальный налог снизится на 10 процентов.


Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет повышен в три раза.


В Калининградскую область теперь можно будет ездить только по загранпаспорту, что предусмотрено совместным заявлением России и Евросоюза «О транзите между Калининградской областью и основной территорией России». Также вступает в силу новый порядок выезда россиян в страны СНГ, кроме Украины. Теперь поездки будут осуществляться исключительно по паспортам, действительным для выезда за границу.


Другие материалы по теме: