«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: «Кондуктор, нажми на тормоза!»

19 января 2005 (13:09)

В деле монетизации льгот транспортной «пехоте» досталась неблаговидная роль вышибал

- Платите за проезд, иначе я вас высажу! - раздраженно твердила кондукторша пожилой женщине, устроившейся на переднем сиденье автобуса.

— Что вы мне свою инвалидскую книжку суете! У нас сейчас инвалиды бесплатно не ездят, им на проезд деньги выдают.

— Милая моя, мне даже пенсию за январь еще не дали, а ты с меня какую-то компенсацию справляешь, — отбивалась старушка.

— В газете писали, что до первого февраля с федеральных льготников деньги брать не будут, — вступилась за пассажирку молодая соседка.

— Ничего не знаю, у нас свое начальство, оно требует, чтобы мы инвалидов обилечивали, — парировала кондуктор, оставив наконец в покое свою жертву - благо женщина засобиралась выходить на своей остановке.

Такую драматическую сцену, которую мне довелось наблюдать в автобусе одиннадцатого маршрута в Каменске-Уральском, один к одному можно увидеть в общественном транспорте почти любого города области. Несмотря на объявленный областными чиновниками «либеральный» переходный период, мягкой адаптации общества к монетизации льгот не получилось.

Прежде всего — в сфере городского общественного транспорта. Берусь доказать это на примере Каменска-Уральского — не самого последнего города

в области как по экономическому развитию, так и по уровню жизни. К слову, только в Каменске-Уральском, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле за обычными пенсионерами сохранено право бесплатного проезда в муниципальном транспорте. Но, как ни странно, это благое обстоятельство служит дополнительным раздражителем для тех, кто получил из федерального бюджета компенсации за проезд.

Комендантский час

Алексей Николаевич Паршаков — в прошлом педагог. Сейчас — инвалид второй группы. За весь месяц воспользовался общественным транспортом один раз — съездил в аптеку за лекарством.

— Кондуктор потребовала оплатить проезд. Я оплатил, хотя пенсию, а следовательно, и причитающиеся 550 рублей компенсации, мне принесут только на этой неделе. Теперь сижу дома, хотя надо бы съездить в диагностический центр. Это две пересадки, значит, пришлось бы раскошелиться сразу на 28 рублей. Для нашей семьи это накладно.

Тамара Анатольевна, жена Алексея Николаевича, теперь задерживается в школе дольше обычного: ждет окончания комендантского часа. Так в Каменске называют временной коридор для пенсионеров, введенный с

января постановлением главы города. «В связи с отсутствием средств на покрытие расходов и нормативов социально значимых услуг» пенсионерам предоставлено право бесплатного проезда лишь в выходные дни, а в рабочее время — только с девяти до пятнадцати и после девятнадцати часов (Хотя в том же Екатеринбурге транспортная льгота не ограничена во времени).

Неработающие пенсионеры, курсирующие по городу в поисках самой дешевой колбасы, может, и уложатся в означенный промежуток. А вот работающие ветераны в льготный график в большинстве своем не вписываются, следовательно, и муниципальной льготой не могут воспользоваться.

- Утром деваться некуда - все равно надо к первому уроку успевать. Поэтому сажусь на маршрутку или еду

на перекладных, выкладывая из кармана 14 рублей, — рассказывает Тамара Анатольевна. — А вечером жду, пока часы пробьют семь (благо в школе всегда есть чем заняться), а потом иду на остановку. Моя зарплата вместе с пенсией составляет около пяти тысяч рублей, и тратить на дорогу более семисот рублей в месяц — непозволительная роскошь.

Точно так же теперь «высиживает» время мой коллега из городской газеты, бывший производственник, недавно оформивший пенсию по «горячему» стажу. Скромная кореспондентская зарплата тоже заставляет придерживаться жесткого режима экономии, в который вогнало дееспособных пенсионеров постановление мэра.

Но и их «свободные» сверстники сильно тоскуют о былой свободе передвижения по городу. Особенно когда сталкиваются с твердокаменной позицией кондукторов, захлестывающей за грань здравого смысла. Села пенсионерка, скажем, без четверти три в автобус, и урочный час пробил для нее ровно посередине пути. С последним ударом курантов добропорядочная леди мгновенно превращается в презренную «зайчиху», на которую коршуном кидается вожделенно выжидающая этого момента кондукторша: либо плати, либо кончай барствовать на халяву. Таких душераздирающих историй я наслушалась в Каменске — пером не описать. Начальник муниципального предприятия пассажирских перевозок Владимир Кайсаров на голубом глазу отрицает факты неделикатного обращения персонала с пассажирами. Во всяком случае, когда отчитывается перед мэром за ход монетизации во вверенном подразделении. Его подчиненные — не для печати — ссылаются на строгую установку своего начальника даром никого не возить.

Непечатное слово некрепко

— Да чтоб им подавиться стариковскими копейками! — сорвался на фальцет пожилой мужчина с тростью, завершив тираду крепким словцом.

Он только что с трудом выбрался из плотной толпы, осаждающей кабинеты городского управления социальной защиты.

— Это что! С утра тут не меньше двух тысяч собралось, я думала, раздавят, — поделилась одна из очередниц. — Говорят, даже «скорую» вызывали, кому-то плохо стало.

- Что, все за штампами стоят?

- Кто за чем. Мне, например, пенсию принесли, а компенсацию как инвалиду

- нет, хотя я еще в ноябре проверилась в списках.

— Неразберихи, конечно, много, — признает заместитель главы города по социальной политике Валерий Криницын. — Но мы делаем все, чтобы облегчить участь льготников. Например, сегодня все крупные предприятия города организовали централизованный прием документов от льготников. Этим людям не нужно самим приходить в управление защиты, уже проштампованные удостоверения они получат по месту прежней работы. Причем предприятия оказывают эту услугу за свой счет, не требуя компенсации из бюджета. На 14 января более пяти тысяч из двадцати тысяч областных льготников уже проштамповали свои документы. Думаю, что к концу месяца очереди в управлении соцзащиты уже рассосутся.

Дважды обиженные

Очереди, может, и рассосутся. Но обида останется. Особенно горька она у родителей детей-инвалидов, которые в результате монетизации гораздо больше потеряли, чем приобрели.

— Прежде всего мы потеряли право на бесплатный проезд, — говорит Михаил Полыгалов, электромонтер Синарского трубного завода. — Да, я могу купить для своей дочери проездной на те 550 рублей, которые, кстати, мы до сих пор не получили. А кто ее повезет в школу, в поликлинику? Раньше сопровождающий ребенка-инвалида тоже имел право на бесплатный проезд, теперь должен платить, как обычный пассажир. Наша семья при двух работающих взрослых недотягивает до прожиточного минимума, денег на оплату проезда у нас нет.

Около пятидесяти родителей детей-инвалидов написали письмо в городскую администрацию, чтобы получить разъяснения на этот счет. И получили от заместителя главы ответ примерно такого содержания: мы должны выполнять закон.

Лечиться всегда пригодится

— Был у меня Михаил Павлович, — вздыхает Валерий Криницын. — А чем я ему мог помочь? Да, с этой категорией льготников законодатели не все продумали. Но это не значит, что закон ухудшил положение всех. Однозначно выиграли те, кто имеет право на санаторно-курортное лечение. С начала года уже 220 льготников отдыхают по путевкам Фонда социального страхования, причем большинству не пришлось уезжать из города — четыре лечебно-оздоровительных учреждения Каменска-Уральского выиграли конкурс на оказание санаторно-курортных услуг. Всего в очереди сегодня около двух тысяч горожан, нуждающихся в лечении и отдыхе. Думаю, что до конца года мы оздоровим всех.

Кто бы возражал! Но помимо этих (пока двухсот) счастливцев в Каменске проживают около 55 тысяч льготников, у большинства из которых процесс монетизации вызывает совсем иные эмоции. Что тому виной: недопеченный закон или нерадивые его исполнители — обиженным льготникам, по большому счету, без разницы.


Другие материалы по теме: