«Вечерний Екатеринбург» и Ксения Сашина считают, что «Платить всего на рубль больше»

1 июля 2005 (08:55)

С сегодняшнего дня стоимость проезда в городском транспорте выросла на один рубль, и теперь одна поездка будет стоить 7 рублей.

Это, в первую очередь, экономическая необходимость для общественного транспорта Екатеринбурга, так считает, к примеру, генеральный директор муниципального объединения автобусных предприятий (МОАП) Николай Герасимов. Те же автобусы надо ремонтировать, заправлять всё дорожающим топливом, платить заработную плату работникам МОАП.

Естественно, общественный транспорт — это дотируемая городским бюджетом отрасль. Хотя бы уже потому, что он перевозит многие категории граждан бесплатно. В частности, традицией Екатеринбурга стал бесплатный проезд для пенсионеров по возрасту. Именно Екатеринбурга, поскольку ни в региональном, ни в федеральном законодательстве такой нормы нет, и никто нашему городу соответствующие затраты не компенсирует.

Далее, льготный проезд для себя отстояли студенты столицы Урала. Опять-таки, никаких льгот для них законодательством не предусмотрено, никто городу за студентов не платит.

Более того, даже полная цена проезда не покрывает себестоимости проезда. Жители Екатеринбурга платят налоги в муниципальный бюджет, то есть приплачивают и за свой проезд, и за родителей-пенсионеров, и за детей-студентов (в том числе чужих, иногородних). А вот гости нашего города никаких налогов не платят. Но транспортом пользуются достаточно активно.

Доплачивать за них, по идее, должен бы региональный бюджет. Но правительство Свердловской области отказалось предусматривать в областном бюджете соответствующие дотации... Если в прошлом году Екатеринбург в виде дотаций на общественный транспорт получил 489 миллионов рублей, то в этом году — ноль. Ещё в конце прошлого года во время чтения проекта облбюджета говорили о том, что из-за отсутствия финансового обеспечения в виде дотаций за проезд пассажиров-льготников предприятия общественного транспорта будут вынуждены повышать стоимость проезда.

Вторая причина повышения — цены на топливо повышаются, как и другие составляющие себестоимости.

Надо заметить, что при произошедшем росте цены проезда в Екатеринбурге сохранились все льготы для тех, кто имеет на них право.

Конечно, тратить лишний рубль за поездку — никого не порадует. Но всё познаётся в сравнении. Например, весной этого года в Невьянске были подняты цены на проезд до 6 рублей. А город-то крошечный...

Хуже дела обстоят у наших соседей в Челябинске и Перми: в обоих городах в данный момент рассматривается вероятность поднятия тарифа не до 7 рублей, как у нас, а до 10! В Казани, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Хабаровске пассажиры уже полгода платят по 9 рублей за поездку.

Пожалуй, огорчаемся мы так, потому что до сих пор где-то в нас сидит память о 3—6 копейках, которые стоил проезд в городском транспорте в советские времена. Но что делать, мы идём к тому, что каждый товар или услуга будут стоить столько, сколько они стоят. И это касается не только проезда, но и всего остального.

В любом случае, вопрос «За чей счёт банкет?» стоит теперь всегда. Деньги «из ниоткуда» не берутся. И если горожане не выходят на митинги и пикеты, требуя дотаций из областного бюджета или возможности для города оставлять себе больше собранных на его территории налогов, — значит, придётся платить кондуктору из своего кошелька.


Другие материалы по теме: