«Вечерний Екатеринбург» и Фёдор Баронин («РегионБлицинформ»): «Россияне тратят всё больше денег»
26 января 2005 (13:05)
Чем же объясняется бурный рост потребительского спроса?
Потребительский бум в России — свершившийся факт. Причем свершившийся не вчера. Специалисты уверяют, что начался он пару лет назад, а теперь лишь разрастается.
ОБЪЯСНИТЬ это явление чисто экономическими факторами невозможно. Так, согласно данным Рос-стата, в 2003 году доходы россиян увеличились на 13%, а в 2004 году — всего на 9%. Получается, что темпы роста доходов людей снижаются, а темпы роста потребления неуклонно увеличиваются.
Оценки объема нашего рынка потребления расходятся существенно. Если Росстат оценивает его в 140 млрд. долларов, то независимые исследовательские компании говорят о суммах чуть ли не в два раза больших: «Бизнес-Аналитика» — 241 млрд., мар^ кетинговое агентство IRG — 250—270 млрд. Разница, по их мнению, объясняется тем, что государственная статистика не учитывает в своих исследованиях теневые доходы россиян. Работающие же без госзаказа эксперты, по сути, исходят из того, что средняя зарплата в России составляет порядка 400 долларов, а не 250—300, как принято считать официально.
Любопытно, что серьезные траты растут как грибы не только в Москве и Санкт-Петербурге, на которые приходится до трети реализуемых товаров и услуг, но и в регионах, где средние доходы населения далеко не так высоки, как в столицах. Впрочем, несмотря на
рост расходов, структура потребительских предпочтений пока меняется мало. Россияне по-прежнему очень много тратят на питание — около 40% семейного бюджета. При этом в структуре расходов на еду преобладают мясо- и молокопродукты. Непропорционально много из «пищевых затрат» уходит на алкоголь и табачные изделия. В этом сходятся все исследователи: по оценкам Росстата, на выпивку и курево тратится 7,8%, a IRG утверждает, что 17—20%.
Средства, оставшиеся после расходов на еду, тратятся преимущественно на рынке непродовольственных товаров, на которые, по оценкам разных исследователей, уходит, от 34 до 40%. Лидеры традиционные — одежда и обувь, хотя в последние годы активно развиваются продажи бытовой техники, автомобилей и недвижимости. Что бы мы ни покупали — свитер, туфли, телевизор или автомобиль, — предпочитаем импорт. В прошлом году, например, наши граждане впервые потратили на покупку иномарок больше средств, чем на произведения родного автопрома, которые заметно привлекательнее с точки зрения цены. Объем проданной бытовой техники растет так, как не рос никогда: в 2002 году — на 30%, в 2003-м — более чем на 40%. Прошлый год до конца еще не обсчитан, но эксперты уверяют, что выйдет никак не меньше 35%. В денежном выражении это 8 млрд. рублей.
Специалисты по социальной психологии утверждают: почти 40% россиян привыкли делать расходы, не думая о том, что будет завтра. Но не только же национальными наклонностями хорошо выпить и вкусно поесть объясняется наблюдающийся бум. Есть и другие факторы, вновь привнесенные и для многих россиян пока еще диковинные.
Речь идет, в частности, о потребительском кредитовании, которое стало широко распространяться у нас в последние три года. Разрекламированные нынче «нулевые» кредиты, хоть на деле таковыми зачастую и не являются, — отличная приманка для всех: от миллионера до пенсионера. По экспертным оценкам, 100 самых активных участников рынка розничного кредитования в 2004 году выдали населению более 120 млрд. руб. Если эту сумму разделить на всех жителей России, то получится, что каждый наш соотечественник занял в прошлом году у банков почти 1 тыс. руб. По оценке аналитиков компании «Эрнст энд Янг», к концу 2006 года до 20—30% автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит.
Главная, по мнению специалистов, причина нашего потребительского расточительства состоит в отсутствии надежных инструментов приумножения накоплений. Под подушкой деньги съедает инфляция, а в банках по итогам 2004 года реальная доходность вкладов (с учетом инфляции и колебаний курсов валют) оказалась отрицательной. Иными словами, рост цен урезал вклады в любой валюте, потому что на сумму сбережений плюс годовой процент сегодня можно купить меньше, чем в начале года без всяких процентов.
Во всем мире люди вкладывают деньги в акции. В России это практически вообще не работает. По статистике акциями отечественных компаний владеет менее 1% населения.
Так что тратить деньги на что-либо, кроме потребительских товаров, большинство россиян просто не имеет возможности. Вот отсюда и зашкаливающая статистика расходов.
Потребительский бум в России — свершившийся факт. Причем свершившийся не вчера. Специалисты уверяют, что начался он пару лет назад, а теперь лишь разрастается.
ОБЪЯСНИТЬ это явление чисто экономическими факторами невозможно. Так, согласно данным Рос-стата, в 2003 году доходы россиян увеличились на 13%, а в 2004 году — всего на 9%. Получается, что темпы роста доходов людей снижаются, а темпы роста потребления неуклонно увеличиваются.
Оценки объема нашего рынка потребления расходятся существенно. Если Росстат оценивает его в 140 млрд. долларов, то независимые исследовательские компании говорят о суммах чуть ли не в два раза больших: «Бизнес-Аналитика» — 241 млрд., мар^ кетинговое агентство IRG — 250—270 млрд. Разница, по их мнению, объясняется тем, что государственная статистика не учитывает в своих исследованиях теневые доходы россиян. Работающие же без госзаказа эксперты, по сути, исходят из того, что средняя зарплата в России составляет порядка 400 долларов, а не 250—300, как принято считать официально.
Любопытно, что серьезные траты растут как грибы не только в Москве и Санкт-Петербурге, на которые приходится до трети реализуемых товаров и услуг, но и в регионах, где средние доходы населения далеко не так высоки, как в столицах. Впрочем, несмотря на
рост расходов, структура потребительских предпочтений пока меняется мало. Россияне по-прежнему очень много тратят на питание — около 40% семейного бюджета. При этом в структуре расходов на еду преобладают мясо- и молокопродукты. Непропорционально много из «пищевых затрат» уходит на алкоголь и табачные изделия. В этом сходятся все исследователи: по оценкам Росстата, на выпивку и курево тратится 7,8%, a IRG утверждает, что 17—20%.
Средства, оставшиеся после расходов на еду, тратятся преимущественно на рынке непродовольственных товаров, на которые, по оценкам разных исследователей, уходит, от 34 до 40%. Лидеры традиционные — одежда и обувь, хотя в последние годы активно развиваются продажи бытовой техники, автомобилей и недвижимости. Что бы мы ни покупали — свитер, туфли, телевизор или автомобиль, — предпочитаем импорт. В прошлом году, например, наши граждане впервые потратили на покупку иномарок больше средств, чем на произведения родного автопрома, которые заметно привлекательнее с точки зрения цены. Объем проданной бытовой техники растет так, как не рос никогда: в 2002 году — на 30%, в 2003-м — более чем на 40%. Прошлый год до конца еще не обсчитан, но эксперты уверяют, что выйдет никак не меньше 35%. В денежном выражении это 8 млрд. рублей.
Специалисты по социальной психологии утверждают: почти 40% россиян привыкли делать расходы, не думая о том, что будет завтра. Но не только же национальными наклонностями хорошо выпить и вкусно поесть объясняется наблюдающийся бум. Есть и другие факторы, вновь привнесенные и для многих россиян пока еще диковинные.
Речь идет, в частности, о потребительском кредитовании, которое стало широко распространяться у нас в последние три года. Разрекламированные нынче «нулевые» кредиты, хоть на деле таковыми зачастую и не являются, — отличная приманка для всех: от миллионера до пенсионера. По экспертным оценкам, 100 самых активных участников рынка розничного кредитования в 2004 году выдали населению более 120 млрд. руб. Если эту сумму разделить на всех жителей России, то получится, что каждый наш соотечественник занял в прошлом году у банков почти 1 тыс. руб. По оценке аналитиков компании «Эрнст энд Янг», к концу 2006 года до 20—30% автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит.
Главная, по мнению специалистов, причина нашего потребительского расточительства состоит в отсутствии надежных инструментов приумножения накоплений. Под подушкой деньги съедает инфляция, а в банках по итогам 2004 года реальная доходность вкладов (с учетом инфляции и колебаний курсов валют) оказалась отрицательной. Иными словами, рост цен урезал вклады в любой валюте, потому что на сумму сбережений плюс годовой процент сегодня можно купить меньше, чем в начале года без всяких процентов.
Во всем мире люди вкладывают деньги в акции. В России это практически вообще не работает. По статистике акциями отечественных компаний владеет менее 1% населения.
Так что тратить деньги на что-либо, кроме потребительских товаров, большинство россиян просто не имеет возможности. Вот отсюда и зашкаливающая статистика расходов.
![]() | Код для вставки в блог | ![]() | Подписаться на рассылку | ![]() | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ЦБ РФ: За 2002 год объем потребительских кредитов, выданных российскими бан ...
- Ведомости: Через два – три года в России начнется бум потребительского кред ...
- С повышением пошлины на подержанные иномарки спрос российских потребителей ...
- «Вечерний Екатеринбург»: «Банковские депозиты растут. Оказывается, россияна ...
- Каждый третий россиянин половину своих доходов проедает