«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова информируют: «UTair остался без топлива»

26 января 2005 (13:03)

Претензии окружной администрации к ценовой политике авиакомпании UTair удивили ее гендиректора Андрея Мартиросова

Вчера заместитель председателя правительства ХМАО по экономике Виктор Бец на пресс-конференции в Ханты-Мансийске заявил, что правительство недовольно ценовой политикой генерального авиаперевозчика — ОАО «UTair», который обслуживает внутриокружные перевозки. По его словам, компания в одностороннем порядке подняла цены на некоторых рейсах почти на 100%. Между тем выяснилось, что к пересмотру тарифов UTair подтолкнули сами власти, отказавшиеся дотировать расходы компании на авиакеросин.

В Тюменском регионе реализуется несколько государственных программ, регулирующих цены на внутренние авиаперевозки. С нынешнего года начала действовать региональная схема, которая предусматривает дотации операторам, летающим по направлениям Тюмень — ХМАО, Тюмень — ЯНАО. Кроме того, практически во всех субъектах Тюменского региона есть собственные дотационные программы по внутриокружным перевозкам. В частности, в ХМАО до последнего времени деньги перечисляли аэропортам в счет оплаты аэропортовых сборов и топлива для компаний, осуществляющих перевозки на внутренних, часто убыточных, рейсах. Правда, тарифная политика авикомпаний, получающих деньги из бюджета, жестко регулируется властями. Операторы обязаны предоставлять экономическое обоснование пересмотра тарифов и согласовывать их с властями.

Сейчас крупнейшим участником как региональной, так и окружной программы является UTair. До недавнего времени ценовая политика этой компании критики у властей не вызывала. Однако вчера на пресс-конференции в Ханты-Мансийске заместитель председателя правительства округа по вопросам экономики Виктор Бец заявил, что недоволен действиями перевозчика. «Авиакомпания без согласования с окружными органами власти подняла тарифы по отдельным рейсам более чем на 100%», — заявил он. Правда, тут выяснилось, что обоснование все-таки в администрацию поступало. Но господин Бец тут же дал понять, что власти не согласны с причинами повышения цен, которые указал UTair. «Я думаю, цены будут понижены, потому что мы не согласны с расчетами, которые представили представители авиакомпании в части увеличения затрат на ГСМ, бортовое питание и некоторыми другими», — заявил Виктор Бец.

Развивая свою мысль, он сделал еще ряд противоречивых заявлений. «Правительство осознает, что рынок авиаперевозок нужно разбавить двумя, желательно — тремя авиакомпаниями, чтобы создать некую внутреннюю конкуренцию, и сейчас правительство округа прорабатывает возможность приглашения на это направление транзитных авиабортов ряда других авиакомпаний», — резюмировал Виктор Бец. Но тут же посетовал, что привлечение других авиакомпаний на рейсы UTair проблематично.

В руководстве UTair информацию о пересмотре тарифов подтвердили. Правда, как выяснилось, максимальный рост цен на ряде направлений оператора составил максимум 80-90%, а в среднем внутриокружные авиаперевозки выросли на 50-60%. Но, как выяснилось, причиной несанкционированно роста цен стали действия самих властей. «До прошлого года власти фактически полностью субсидировали наши расходы на авиакеросин, что позволяло нам держать низкие тарифы на внутренних перевозках. А 30 декабря аэропорты, в которых мы заправляемся, получили информацию от администрации о том, что дотации отменяются: оплачивать будут только 200 кг керосина на каждом рейсе. При этом стоимость керосина выросла в два раза, что сделало перевозки убыточными и вызвало вынужденный пересмотр цен», — рассказал «Ъ» генеральный директор UTair Андрей Мартиросов.

Дальнейшие планы правительства заставить UTair добровольно пересмотреть свою ценовую стратегию вызывают у руководства компании недоумение. «Нам непонятно, как они хотят отменить дотации на топливо и сохранить старые цены. Мы же коммерческая организация, если мы не будем зарабатывать деньги, которые нам компенсируют наши затраты, как мы будем заправлять самолеты и поддерживать летную годность?» — говорит Андрей Мартиросов. По его мнению, надежды властей на появление новых операторов на внутриокружных направлениях, которые за счет увеличения конкуренции приведут к пересмотру тарифов UTair, маловероятны. «Можно работать с меньшей прибылью, но с большим убытком работать нельзя. Да и вряд ли найдутся компании, которые захотят летать в убыток. И практика показывает, что таких компаний просто не бывает», — говорит он.

Руководство авиакомпании считает, что выход из сложившейся ситуации может быть только один — вернуть систему дотаций авиационного керосина. «Нужно без эмоций посмотреть на эти цифры и убедиться, что мы должны получать компенсацию за свою работу, иначе мы не сможем работать», — считает Андрей Мартиросов.

«Ъ» будет следить за развитием событий.


Другие материалы по теме: