«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: «Большими деньгами запахло»

2 февраля 2005 (12:59)

Наверное, из директоров предприятий Свердловской области самым близким к губернатору Эдуарду Росселю является руководитель Уралвагонзавода (УВЗ) Николай Малых. И потому как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о намечающемся его увольнении.

Вагон и большая тележка

Пожалуй, трудно припомнить хоть одну из последних инициатив губернатора, в реализации которой не принимал бы самое деятельное участие гендиректор УВЗ Н. Малых. Здесь и профильная для его предприятия выставка вооружений в поселке Старатель, что под Нижним Тагилом. Ведь ни для Кого не секрет, что без должного финансирования из федерального центра долгое время она существовала только благодаря организационной, материальной и прочей поддержке со стороны тагильских вагоностроителей (танкостроителей). И все дальнейшие планы по развитию выставки и переводу ее в разряд международных были прежде всего связаны с уверенностью, что во главе УВЗ будет находиться Н. Малых.

Другой известный проект тандема Россель — Малых - это налаживание на УВЗ производства пропашного трактора. И насколько нам известно, опытные образцы успешно прошли испытания. В перспективе же, как мы понимаем, предполагается занять доминирующее положение на емком рынке сельскохозяйственной техники стран СНГ.

Еще большие надежды связывались с амбициозными планами по созданию и выпуску электровоза нового поколения. УВЗ должен был разработать модель современного локомотива и довести до кондиции. После чего приступить к серийному выпуску на специально учрежденном для этого заводе железнодорожной техники в Верхней Пышме.

Если же учесть, что на УВЗ уже делают вагоны и цистерны, а рядом на НТМК рельсы и колесные пары, то вкупе с заводом рельсовых скреплений в Нижней Садде и профильными предприятиями в Кушве Свердловская область могла претендовать на звание центра железнодорожного машиностроения в России. Исходя же из объемов предстоящей модернизации отечественных железных дорог, можно себе представить, какими деньгами здесь запахло.

Видимо, для души, то бишь внутреннего употребления, УВЗ занимается и столь далеким от него делом, как производство спирта. В чем находит полную поддержку губернатора, который участвовал в пуске спиртового заводика в Курганской области. А чтоб не оставаться без закуски, вагоностроители углубились в сельское хозяйство, создав для этого аграрное подразделение.

Не чурались на УВЗ и участия в политических проектах губернатора. Так, в 2002 году в ходе выборов в Облдуму Н. Малых в противовес гендиректору НТМК Сергею Носову, возглавившему оппозиционный губернаторскому избирательный блок «Единство и Отечество», собрал в Нижнем Тагиле съезд промышленников.

Исходя из вышеназванного, можно себе представить, что испытал губернатор Россель, когда узнал, что решено не продлевать контракт с гендиректором УВЗ Н. Малых, который истекает в конце марта 2005 года. Обуревающие его чувства Россель излил журналистам на традиционной пресс-конференции.

На танке к президенту

— Есть один момент, который меня сильно настораживает, — поделился своими опасениями с собравшимися Э. Россель, — уже несколько раз на меня выходили руководители различных коммерческих структур, которые хотели бы поучаствовать в приватизации Уральского вагоностроительного завода. Вот в чем корень проблемы: есть интерес поставить во главе предприятия своего человека, дабы его руками провести приватизацию в пользу определенных лиц.

Губернатор пообещал не допустить этого и, если понадобится, дойти до самого президента России: «А коммерсанты пусть упражняются, к примеру, на руководителях Омского танкового завода, — погрозил Э, Россель невидимым противникам. — Пускай туда поставят того «гениального человека», которого проталкивают на Урал-вагонзавод, и пусть он поднимает завод, по которому сегодня уже воробьи летают».

Из ряда источников нам стало известно, что основные претензии в адрес Н. Малых исходят из железнодорожного ведомства. И, видимо, чтобы их погасить, в Свердловскую область был организован недавно визит министра транспорта Игоря Левитина с посещением Уралва-гонзавода.

Явно не случайно губернатор Россель упомянул и «Омсктрансмаш», что позволяет понять, какая из коммерческих структур зарится на УВЗ. В Омске, насколько нам известно, уже прошло разделение танкового завода на три части: производство вагонов, тракторов и спецтехники. На вагоностроительное производство претендует компания «Мегатранскор», входящая в империю небезызвестного Романа Абрамовича. Естественно, что ему хотелось бы взять под контроль и вагонную часть уральского Танкограда.

Тем более что на УВЗ уже прошло фактическое обособление производства цистерн, к чему приложил руку израильский бизнесмен российского происхождения Григорий Лучанский.

Кстати, по нашим сведениям, столь могущественные противники предусмотрели возможность похода свердловского губернатора в кремлевские кабинеты. И уже занесли в них компромат на Н. Малых. Каков он по содержанию, можно понять по статье «Вагончик тронется, маржа останется», которая была опубликована в официальном издании правительства России «Российской газете» в сентябре прошлого года.

Как это будет по-эстонски?

Газета фактически обвинила гендиректора УВЗ в личной корысти при организации дочернего предприятия по сборке цистерн в эстонском городе Ахтме. Создано оно на паях с эстонской фирмой AVK Transservicte. Но, как утверждается в «Российской газете», «учредителями и владельцами Ахтмесского завода АО UVZ&AVR является вовсе не Уралвагонзавод, а ряд физических лиц, проживающих в Таллине и Нижнем Тагиле. Партнером этих господ действительно выступает эстонская компания AVR Transservice. Однако основным держателем акций (32 процента) в этой заграничной фирме числится некто Николай Малых: уж не ближайший ли родственник гендиректора Уралвагонзавода Николая Александровича Малых? Дочернее это предприятие или сыновнее? Вот в чем вопрос».

Также прозвучали обвинения в уходе от налогообложения. «Ведь, как правило, в любой отрасли производства «дочка» получает с головного предприятия комплектующие и оборудование, так сказать, по внутрисемейным ценам, — пишет газета. — Правда, при льготных поставках комплектующих государство недополучит таможенных пошлин и экспортного НДС».

Так что битва за Н. Малых для губернатора будет не менее тяжелой, чем танковое сражение под Прохоровкой в годы Второй мировой войны, где особенно хорошо проявили себя тагильские танки.


Другие материалы по теме: