«Уральский рабочий» и Андрей Морозов рассказывают про «Сыновнее» предприятие»

24 сентября 2004 (09:26)

Такое предположение относительно дочернего предприятия «Уралвагонзавода» по сборке железнодорожных цистерн в Эстонии высказала на прошлой неделе «Российская газета», учредителем которой является Правительство Российской Федерации. И сообщила еще массу пикантных подробностей по поводу этого факта, с коими мы вас также познакомим. Итак, все по порядку.

О них пишут

«Фактически, если, конечно, верить документам, учредителями и владельцами Ахтмеского завода АО UVZ&AVR является вовсе не «Уралвагонзавод», а ряд физических лиц, проживающих в Таллине и Нижнем Тагиле, — говорится в статье под названием «Вагончик тронется, маржа останется», напечатанной в номере «Российской газеты» от 14 сентября 2004 года. — Партнером этих господ действительно выступает эстонская компания AVR Transservice. Однако основным держателем акций (32 процента) в этой заграничной фирме числится некто Николай Малых, уж не ближайший ли родственник гендиректора «Уралвагонзавода» Николая Александровича Малых? Дочернее это предприятие или сыновнее? Вот в чем вопрос».

Газета недоумевает, зачем было открывать завод в эстонском городе Ахтме, коли рядышком «в Лен-области будет строиться аналогичное предприятие по производству цистерн и сборке вагонов: рынок сбыта в России и за рубежом велик».

С чем, как выясняется, не согласны на «Уралвагонзаводе», судя по тому, что буквально на днях там озвучили намерение о сокращении объема выпуска цистерн. «Как заявил информагентствам гендиректор Малых, — пишет «Российская

газета», —• это обусловлено конъюнктурой рынка: якобы в минувшем году было выпущено 32 тысячи цистерн, а в году нынешнем столько востребовано не будет. Поневоле задумаешься: так ли это или директор своей волей расчищает дорогу продукции буквально «родному» АО UVZ&AVR?»

Словам гендиректора Н. Малых противоречит и то, какой видят судьбу своего «сынка» в Эстонии его уральские «родители». «По информации агентств, — сообщает газета, — завод будет выпускать продукции и предоставлять ремонтно-технические услуги на сумму до 1,5 миллиарда эстонских крон (до 96 миллионов евро) в год, став крупнейшим предприятием в Эстонии».

Напомним, что уже в июне этого года эстонский «сынок» произвел 200 цистерн, а годовую программу предполагается довести до 3000 штук. И это подается как пример «восстановления связей между бывшими союзными республиками, для помощи русскоязычному населению (на заводе — 400 рабочих мест), для дальнейшего продвижения продукции российского машиностроения в Европу».

Но это, так сказать, для внешнего употребления, потому как для внутреннего все выглядит несколько иначе. С чем давайте и разберемся.

Поговорим о странностях бизнеса

Помнится, еще когда в областных СМИ «пиарилась» тема производства эстонских цистерн уральского происхождения, высказывались сомнения насчет места нахождения созданного для этого совместного предприятия: на базе бывшего завода железобетонных изделий. Что, конечно, требовало и серьезных инвестиций, и массового обучения новым профессиям. Кстати, тогда же сообщалось, что учредителем совместного предприятия с российской (уральской) стороны вроде как выступил торговый дом «Уралвагонзавода». Но так как некий Н. Малых перешел на эстонскую сторону (его обнаружили, как показано выше, среди эстонских учредителей), то, наверное, стоит поинтересоваться и составом учредителей вышеупомянутого торгового дома. Прежде всего на предмет, насколько велика в нем доля государства и позволяет ли она влиять на принимаемые решения. Ведь «Уралвагонзавод» пока еще имеет приставку ФГУП, то есть является государственным предприятием. Тогда как выходит, что созданный им Ахтмеский завод, по сути, является предприятием частным. И здесь работает схема, о которой рассказывает «Российская газета». — Ведь, как правило, в любой отрасли производства «дочка» (и «сынок» тоже. —А. М.) получает с головного предприятия комплектующие и оборудование, так сказать, по «внутрисемейным» ценам. Соответственно, готовая продукция становится на порядок дешевле, а значит, конкурентоспособной на любом рынке, тем более —- на остродефицитном рынке вагонов.

Что как бы снимает все вопросы к господину Малых по поводу заявленной им перспективы сокращения объемов выпуска цистерн в Нижнем Тагиле и наращивания в Эстонии. Ведь действительно эстонские цистерны получаются, по оценке «Российской газеты», «на порядок дешевле» уральских. Правда, если не учитывать одну «несущественную» для некоторых предпринимателей деталь.

Дело в том, что при льготных поставках комплектующих государство недополучит таможенных пошлин и экспортного НДС. Кроме того, из-за «внутрисемейных» цен комплектующих для эстонских цистерн уменьшится и сумма прибыли «Уралвагонзавода». А это уже прямые убытки как для бюджета Нижнего Тагила, так и всей Свердловской области.

Если же учесть, что уже обнародованы планы о создании совместных предприятий, аналогичных эстонскому, в Чехии, Белоруссии, Таджикистане, то, надо полагать, в ближайшем будущем на «Уралвагонзаводе» будут производиться только неокрашенные цистерны. Дело в том, что до настоящего момента на заводе в Ахтме производятся только две операции: покраска цистерн и получение прибыли. Такие же функции, видимо, предполагается поручить и другим «сынкам» уральских «родителей».

Из тени в свет перелетая

Прежде всего хотелось бы понять, насколько тенденция руководства «Уралвагонзавода» выводить наиболее прибыльные производства за пределы России согласуется со Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области. Знают ли областные власти, которые зачастую выступают лоббистами интересов тагильских машиностроителей, что в результате их действий возможны потери для регионального и муниципальных бюджетов?

Почему вообще на «Уралвагонзаводе» предпочитают размещать новые производства не у себя, а в не приспособленных для этого местах? Например, электровозы собираются выпускать на заводе сварных машиностроительных конструкций в Верхней Пышме. И если уж это так необходимо, то как при сем соблюдаются интересы государства, Повторимся, «Уралвагонзавод» — ; государственное предприятие. А вот является ли таковым, к примеру, пущенный в эксплуатацию не столь давно в Курганской области спиртовой заводик, да и весь созданный тагильскими машиностроителями агро-холдинг — это еще вопрос.

Надеемся, что на этот раз господин Малых не отмолчится, как он обычно поступает. Ведь вопрос стоит о репутации всего завода, а не только его лично.


Другие материалы по теме: