Федеральное агентство воздушного транспорта аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP

22 февраля 2005 (09:58)

Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP. Это позволит иностранным авиакомпаниям получить широкий доступ к российскому рынку авиаперевозок и позволит им увеличить число полетов в Россию. Об этом сообщает «КоммерсантЪ».

Сегодня региональные BSP работают в 140 странах мира. BSP предлагает агентствам, продающим авиабилеты, комплекс услуг: с их помощью кассир агентства может забронировать перевозку и затем выписать билет на так называемом нейтральном билетном бланке BSP, который принимают все авиакомпании, состоящие в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, International Airtransport Assosiation). IATA пыталась вывести систему BSP на российский рынок продажи авиабилетов еще с 1995 г. Однако эти попытки до сих пор успешно блокировала Транспортная клиринговая палата (ТКП), российский конкурент BSP, имеющий влиятельное лобби в российских авиационных властях.

ЗАО «Транспортная клиринговая палата» обеспечивает расчеты между билетными агентствами и авиакомпаниями с 1993 г. на основе собственного нейтрального бланка, или «бланка ТКП». Сегодня договоры с палатой имеют 140 регулярных перевозчиков из России и стран СНГ, 77 чартерных авиакомпаний, а также около 6 тыс. пунктов по продаже билетов по всей стране. Акционерами палаты также являются 20 авиакомпаний, которым принадлежат незначительные пакеты акций. Так, в собственности «Аэрофлота» находится 3,5% акций ТКП. По данным палаты, в 2003 г. билетами на ее бланках воспользовались 9,6 млн. пассажиров. При этом всего в 2003 г. российские авиакомпании перевезли 29 млн. человек.

Как сообщил «Ъ» источник в ФАВТ, глава агентства Николай Шипиль подписал аккредитацию системы BSP в России. Очевидно, это стало возможным после того, как представителям IATA удалось достичь неофициальных договоренностей с руководством ТКП. Чтобы выйти на российский рынок, BSP пошла на серьезные уступки – ей пришлось разделить отечественный рынок авиаперевозок с ТКП. На бланках BSP в России будут выписывать только билеты на международные рейсы, для внутрироссийских перевозок по-прежнему будет использоваться нейтральный бланк палаты. Кроме того, билетные агентства смогут аккредитоваться одновременно в обеих организациях и работать сразу с двумя нейтральными бланками, что в мировой практике встречается редко. Наконец, IATA пришлось снять ограничения с бланков ТКП, обеспечив им доступ на международный рынок: до сих пор ими пользовались лишь в России и странах СНГ, с 22 февраля они признаны международными.

Региональный представитель IATA в России и странах СНГ Дмитрий Шамраев заявил, что в «пилотном» режиме система BSP заработает в России в сентябре 2005 г. По его словам, членами системы BSP автоматически станут все билетные агентства, аккредитованные при IATA, которых в стране сегодня насчитывается около 300. Шамраев также подчеркнул, что расширять объем предоставляемых услуг за счет внутрироссийских перевозок не планируется. Банк, через который будут осуществляться взаиморасчеты участников системы BSP, господин Шамраев не называет. По данным Ъ, в этом вопросе IATA также пришлось пойти на уступки: вместо американского Ситибанка выбран российский Внешторгбанк.

Вместе с тем появление BSP в России может обеспечить иностранным авиакомпаниям и гораздо более широкий, чем сейчас, доступ к российскому рынку авиаперевозок. Сегодня инокомпании в России продают билеты на свои рейсы через собственные представительства и небольшое количество агентств.


Другие материалы по теме: