Александр Хилькевич: Ни российской, ни региональной моды нет

1 марта 2005 (14:12)

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает руководитель редакции журналов «International Textiles», «Индустрия Моды», «Ателье», «Стильные Прически» Александр Хилькевич.


– Александр, в последнее время тенденция мирового развития – глобализация, интернационализация брендов, определенное стирание границ по уровню и качеству потребления, в том числе и предметов моды и роскоши, между странами и народами. В этой связи, какие тенденции можно выделить в развитии моды как таковой, в развитии модных брендов?


– Сегодня мировой моде брошен вызов, и неизвестно сможет ли она с честью выйти из критической ситуации, в которой оказалась. Тезисно назову лишь ключевые моменты:


Во-первых, вездесущий маркетинг подмял под себя креативность и творчество, без которых мода не мыслима. Успех марки теперь в первую очередь зависит от величины ее рекламного бюджета, а насколько на самом деле интересен продвигаемый продукт – это уже дело второе.


Во-вторых, параллельно развивается обратный процесс: потребители отказываются покупать модные вещи по схеме, аналогичной покупке шоколадных батончиков или моющих средств. Все чаще, выбирая модные товары, они ищут отражения в них своей индивидуальности и эмоционального драйва, и отказываются от раскрученных, в том числе статусных, но эмоционально «холодных» марок.


В-третьих, планка вкуса в области моды опасно просела.


Ведущую роль в создании модных предложений сегодня играют новые материалы и текстильные технологии, а не дизайнерский интеллект производителей коллекций одежды.


Сегодняшнее изобилие в области модных предложений – иллюзия. Огромное количество потребителей остается неудовлетворенным из-за отсутствия в рознице нужного размера, цвета, силуэта и т.п. Это приводит к возврату интереса к индивидуальному пошиву и ателье.


Звезды и богема утрачивают свою позицию лидеров в формировании модных тенденций. Все устали от стилевого спама – псевдо-модных направлений, искусственно насаждаемых СМИ, не имеющих ни смысла, ни идеи, ни вкуса.


Массовый переход на производство одежды в Азии. Какими могут быть эмоции от изделия культовой марки, произведенной с использованием детского труда в Китае?


Тотальное копирование идей как внутри дизайнеров одного круга, так и со стороны более дешевых марок. Расцвет индустрии подделок, средства борьбы с которой так никто и не изобрел.


Неоднозначная тенденция сближения массовой моды и гламура: элитарные дизайнеры делают коллекции для дешевых марок, грошовые товары продаются в окружении дорогих.


Эпоха нуворишества осталась в прошлом. Сегодня заставить клиентов платить стало гораздо труднее.

Массовые марки стали играть на территории люксовых, предлагая товары, соответствующий всем модным тенденциям, но за гораздо меньшие деньги.


Благодаря современным технологиям качество становится дешевле.


Сезонность, с присущей ей сменой модных коллекций 2 раза в год, уступает место непрекращающемуся обновлению, в некоторых случаях вплоть до 2-недельного периода.


На моду активно влияют групповые (по интересам, национальности, сексуальной ориентации и т.п.) субкультуры, для которых одежда – средство идентификации. Мода дает им новое прочтение, включая в общий контекст.


Мода стремительно молодеет. Именно молодежь требует быстрой смены тенденций и не боится экспериментировать со стилями, часто весьма радикальными.


Огромный спрос на недорогой casual предъявляет пожилая прослойка населения, сегмент которой стремительно увеличивается во всем мире.


Стремление к индивидуальности ведет к уничтожению такого понятии как массовый рынок, ему на смену приходит узко сегментированная мода.


Возрастная мода? Такого понятия больше не существует. Сегодня важно, чтобы одежда соответствовала тому или иному типу фигуры и настроению покупателя.


Внимание брэндов к сегменту мужской и детской моды будет увеличиваться очень активно.

– Можно ли говорить, что существует некая «российская мода», «московская
мода», «уральская мода», «челябинская мода» и т.д.? Встроены ли российские
дизайнеры и модельеры в общемировые процессы модной индустрии? Если да, то
где место дизайнера, модельера, живущего в «провинции», в проходящих в мире и в стране «модных» процессах?




– Мода сегодня стала интернациональной, ее главные центры – это Париж, Милан, Лондон, Нью-Йорк и Токио. Они определяют тенденции – в стилях, цвете, материалах и силуэтах. И любой, даже самый самобытный производитель, если он претендует на модный статус, должен эти тенденции учитывать.


Ни российской, ни региональной моды нет. В большинстве случаев, как говорит Зайцев, есть «околомодье», которое отличается звездной болезнью и ничем неподкрепленными амбициями.


Существовать может лишь то, на что есть спрос. Много ли магазинов торгует одеждой московских, уральских, челябинских модельеров? Какие отечественные марки вы можете назвать? Вы действительно хотите купить их товары?


Для моды нужны деньги, свободное время, и, конечно же, вкус. О какой моде может идти речь в стране, которая никогда не была слишком богатой, чтобы позволить себе быть терпимой? В 20 веке страна растоптала собственную историю и культуру. Вы что забыли о годах нищеты и тотального дефицита? Коммунистический режим целенаправленно искоренял все яркое, талантливое, бросающее вызов принятым нормам.


Сегодня на пустом месте само по себе ничто не родиться… Лучшие показатели чувства моды – это обувь и прическа. Посмотрите, что на ногах и головах людей, которые вас окружают? Кому они подражают в одежде? На 90% – уголовникам и дешевым проституткам!


Ни национальной, ни региональной моды в России нет. И как социо-культурного явления уже не будет. Есть определенное количество людей, называющих себя дизайнерами, в разной степени таланта соответствующие этому понятию. Есть ряд персонажей из числа городских сумасшедших, которые пытаются выглядеть не тривиально. Есть ряд компаний, зарабатывающих на выпуске одежды. Есть ряд персон и структур, которые пытаются наладить образование, консультирование, информирование. Более успешны те, кто пытается играть по правилам, которые приняты во всем мире, а не изобретает велосипед.


Категорически не согласен с ущербным ярлыком провинциальности, прозвучавшим в вопросе. Талант – не имеет прописки. Сегодня, благодаря интернету, трендовым изданиям, конкурсам, путешествиям, возможности посещать ведущие специализированные европейские выставки любой может получить всю исходную информацию по вопросам моды и бизнеса. Мой совет: меньше думайте о своем месте в мировом контексте. Начните с малого – овладейте мастерством кроя и шитья. Попробуйте одеть сначала себя, затем своих друзей и близких. Получится – оденете родной город, затем Москву, а из-за границы к вам сами приедут…



– Вообще, теоретически, возможна ли некая «региональная мода» в разрезе любой страны? Или скорее корректно говорить о «школе»?



– Ни региональная мода, ни модная школа в России не возможны. Корни все уничтожены, а на новый вишневый сад денег нет. Деньги в современной модной индустрии играют очень значительную роль! Также как опыт и знания. У нас же даже элементарных цепочек профессионального роста «подмастерье-ассистент-дизайнер» нет. Деятельность отдельных энтузиастов и ярких личностей тоже кардинально ситуацию не изменит. В любом случае, если хочется толка, учиться нужно ехать в Европу, и на основе этих знаний пытаться интерпретировать русский культурный пласт. В России единственная структура, которую можно рекомендовать для обучения, – это лаборатория моды Зайцева.


– Есть ли в России собственная «индустрия моды» как значимая отрасль материального производства, промышленности? Если есть, то чем она основывается – на воспроизведении и распространении всемирно известных брендов, или в основном на желании создать собственный продукт?


– Как область производства мода не является значимой отраслью для экономики России. В России нет такого чувства цвета, как у итальянцев, такой моторики рук, как у китайцев, такой изобретательности, как у французов. Индустрия моды у нас – это в первую очередь торговля импортом, причем на 70% – это контрабанда.



– Если мы говорим о моде как о бизнесе, то где, по вашему мнению, может происходит процесс генерации денежных потоков, применительно к российским условиям: при розничной продаже, при заключении контрактов между модельером, дизайнером и производителем, и, отсюда, кто потребитель моды в стране? Розничный покупатель, посредник, производственник, представитель элиты, или тусовка? То есть, где, по Вашему мнению, формируется денежная масса, которая, в том числе, и обеспечивает развитие отрасли?



– Очень хорошие деньги сегодня зарабатывают владельцы торговой недвижимости, при условии ее удачного месторасположения и грамотного управления. А основным потребителем модных товаров являются, конечно же, женщины – даже при небольшом заработке они всегда умудрятся потратить деньги на красивую штучку.



– В чем, по Вашему мнению, состоит главная задача различных «Недель мод» – в представлении коллекций с точки зрения организации шоу, или инициация бизнес-процессов в цепочке «модельер-производство-торговля-покупатель»? Что более актуально для России в целом и для регионов?



– Главная задача любой Недели – сделать свой бюджет максимально прибыльным –

за счет спонсоров, участников, зрителей и т.п. При этом, каждый из организаторов выбирает свою собственную стратегию, чтобы объяснить, почему отдать деньги должны именно ему. Но стоит отметить, что участие в подобных мероприятиях еще ни одному из модельеров, закупщиков, фабрикантов, потребителей не повредило. Здесь можно завести связи, знакомства, получить нужную информацию, попасть на страницы СМИ, выпить шампанского и выгулять модный наряд, наконец…



– Если говорить о проведении региональных «Недель мод», то в чем может заключаться основная задача организаторов: в «вытаскивании» местных модельеров, дизайнеров на подиум, или в показе в регионе общероссийских, общемировых тенденций? Отсюда – показы должны быть ориентированы на участие местных дизайнеров или гостей?



– Все зависит от целей подобных Недель. Плюс амбиции, ум, вкус и денежные возможности организаторов. Все конечно же уверены в собственной гениальности, но мой опыт подсказывает, что региональные события подобного рода далеко не всегда способны обеспечить качественный уровень участников. Правильно делают те организаторы, кто приглашает независимых экспертов для отбора коллекций.

И про мировые тенденции я бы не упоминал, кому они нужны – тот едет в Париж, Милан, Нью-Йорк или Лондон.



– По Вашему мнению, интересны ли регионы страны как рынки сбыта для западных и российских модных брендов?



– Еще как интересны. Исход модных марок в регионы – это уже не тенденция, а реальность. Естественно, это касается не люксовых, а менее дорогих линий и марок. Тем не менее, на региональных рынках они преподносятся как последний писк моды.

– Можно ли как-то количественно определить рынок модных брендов в стране?



– Есть ли у России шанс создать реально конкурентоспособные модные бренды и наладить производственные процессы, т.е. выйти на рынок?


– Рынок этот многомиллионный. И марки можно запускать весьма успешные. Особенно если делать это с умом, при наличии стартового капитала и опыта в бизнесе. И такие примеры у нас есть. Просто мало кто из успешных производителей модных товаров сегодня стремится афишировать свою принадлежность к России – все свои названия марки пишут на латинице.


– Привлекательна ли модная отрасль (создание системы дистрибуции, развитие собственных брендов) в России для инвестиций, в том числе в регионах?



– Ну, если уже кто-то наигрался с недвижимостью, нефтью и сотовой связью, то почему бы не попробовать заработать на моде?


Другие материалы по теме: