Кредиты на приобретение туристических путевок маловостребованы

9 марта 2005 (11:52)

Кредитование турпоездок, бывшее одним из первых видов потребительского кредитования, освоенного коммерческими банками Свердловской области, теряет свои позиции на рынке. Сами туроператоры на протяжение последних сезонов отмечают снижение привлекательности специализированных туристических кредитов для потенциальных клиентов.

Примером могут служить кредитные продукты ОАО «ВУЗ-Банк» и банка «Драгоценности Урала». Согласно заявлениям руководителей туристических фирм, продукты первого не пользуются спросом, а второй вообще свернул программы кредитования туристических путевок.

«Около года назад банк «Драгоценности Урала» перестал предоставлять кредиты клиентам нашей турфирмы. Свое решение о прекращении выдачи кредитов руководство банка «Драгоценности Урала» ничем не обосновало», – сообщила директор туристической фирмы «Дрим Трэвэл» Наталья Подъяпольская.

«Наша фирма в прошлом году заключила соглашение с ВУЗ-Банком о предоставлении туристических кредитов, но клиенты «Музенидис тур» не нуждаются в данной услуге», – сообщила менеджер по туризму «Музенидис-тур» Татьяна Борисова.

«Программа кредитования туристических услуг ВУЗ-Банком не востребована среди желающих приобрести путевки», – замечает директор туристической фирмы «Каприз-2000» Игорь Ясырев.

«Наша фирма заключила договор с ВУЗ-Банком о кредитовании туристических услуг (покупка путевок в кредит), но продукты этого банка непопулярны и маловостребованы на сегодняшний день», – сказала директор туристической фирмы «Глобус-тур» Елена Зяблицева.

По мнению представителей туристических фирм, существует несколько причин низкого спроса на путешествия в кредит.

Первая причина заключается в высоких процентных ставках. «Хочется отметить, что процентные ставки по кредиту, предлагаемому ВУЗ-Банком, достаточно высоки. Возможно, если бы ставки были ниже, то путевки в кредит покупало бы большее количество населения», – считает менеджер по туризму туристической фирмы «Миклуха-Маклай» Людмила Лямшева. С ней согласны сотрудники таких туристических компаний, как «Дэнас-Тур», «Вита», «Гринэкс», «Эльдорадо-тур» и др.

Вторая причина – сроки предоставления кредитов. «Причина невостребованности кредитования туристических услуг, возможно, заключается в слишком длительном оформлении документов на получение кредита. Обычно с того момента, как клиент начал оформлять кредит в ВУЗ-Банке и до поступления денег на счета турфирмы проходит около 2-х недель. Это наиболее реальные сроки, которые не зависят от обещаний банка», – отмечает директор туристической фирмы «Каприз-2000» Игорь Ясырев. Он считате, что крупным турфирмам будет проще и выгоднее предоставлять путевки в кредит без участия банка. По мнению директора туристической фирмы «Глобус-тур» Елены Зяблицевой, причиной низкого спроса на туристические кредиты ВУЗ-Банка также является большое количество документов, которые нужно предоставить в банк. «Но даже предоставленные документы не дают полной гарантии на получение кредита», – отмечает она. Сотрудники турфирмы «Дрим Тревел», работавшие с банком «Драгоценности Урала», сообщают, что условия предоставления кредита, а также его оформление вызывали неудовольствие их клиентов. «Необходимыми условиями для получения кредита являлось поручительство физического лица и личное присутствие покупателя в банке. Кроме того, «Драгоценности Урала» рассматривали заявку на кредит в течение трех дней», – сказала финансовый директор туристической фирмы «Дрим Трэвел» Наталья Подъяпольская.

Третья причина, по мнению представителей ряда турфирм, состоит в том, что цены на путевки являются в основном доступными и в случае финансовых затруднений клиентам выгоднее занять деньги у знакомых, чем открывать кредит в банке. Так, сотрудники туристического агенства «Вита» отмечают, что желающим купить туристическую путевку легче занять деньги в долг у знакомых, а не открывать кредит в банке. Менеджер по туризму турфирмы «Музенидис тур» Татьяна Борисова добавляет: «У нас состоятельные клиенты, которые предпочитают покупать туристические путевки за наличные деньги».

В целом можно отметить, что число путевок, купленных в кредит, крайне незначительно, и составляет от 5% в турфирме «Дрим Тревел» до 0,1% в турфирме «Гринэкс». Некоторых агенства за все время сотрудничества с банками предоставили лишь одну или две путевки в кредит.

Таким образом, на сегодняшний день в Екатеринбурге рынок предоставления туристических путевок в кредит крайне мал, а те программы кредитования, которые предлагаются, по словам представителей туристического бизнеса, невыгодны для большинства населения города. В то же время, по их мнению, перспективы для его развития есть. Основная проблема заключается в том, что банки предлагают высокие процентные ставки и затягивают сроки оформления кредита. В случае, если ставки будут понижены и процедура предоставления кредита станет более простой, процентная доля туристических путевок в кредит в общем объеме продаж турфирм может значительно увеличиться.


Другие материалы по теме: