Тенденции развития рынка лизинговых услуг

Расширение уральского рынка лизинговых услуг ведет к появлению на нем новых игроков федерального значения.

На рынке лизинговых услуг Уральского региона появился новый крупный игрок: об открытии своего представительства в Екатеринбурге официально заявила федеральная компания «РГ Лизинг», являющаяся одним из крупнейших игроков на общероссийском рынке услуг финансовой аренды. Согласно рейтингу журнала «Эксперт», она занимает 3 позицию в списке крупнейших лизинговых компаний по сумме профинансированных договоров лизинга. Общая сумма контрактов, профинансированных компанией за 9 месяцев 2004 года, превысила 116 миллионов долларов США. Согласно информации того же рейтинга, ЗАО «РГ Лизинг» занимает 8 позицию в списке крупнейших лизинговых компаний по объему полученных лизинговых платежей. Общая сумма платежей, полученных компанией по договорам лизинга за 9 месяцев 2004 года, превысила 41 миллион долларов США.

ЗАО «РГ Лизинг» присутствует на российском рынке финансовых услуг более 11 лет. Его партнером и основным акционером является Сбербанк России, ресурсная база и клиентский пул которого позволяют компании решать задачи по финансированию технического перевооружения производственных мощностей и обновлению фондов в любых объемах. Приход компании на уральский рынок многие эксперты оценивают как начало нового этапа в развитии лизинга в масштабах всего региона.

лизинг

В качестве одного из основных препятствий на пути развития экономики уральского региона специалисты все чаще называют высокую степень изношенности производственных фондов предприятий. На данный момент большинство предприятий, причем, как традиционно относимых к крупному бизнесу, так и средних и малых, не имеют достаточных средств для обновления своего технического парка или не обладают возможностью единовременно извлечь эти средства из оборота. Решением данной проблемы являются заимствования средств на традиционных финансовых рынках – в виде кредитов, выпуска акций или иных ценных бумаг. Однако данные методы привлечения средств имеют и свои недостатки: сроки кредитования на модернизацию производственных мощностей зачастую оказываются недостаточными для того, чтобы окупить дорогостоящее оборудование, а выход на рынок ценных бумаг оказывается недоступен для многих предприятий.

В таких условиях все большим спросом со стороны бизнеса начинают пользоваться альтернативные способы привлечения средств для модернизации производства. Одним из них является такая уже ставшая традиционной услуга как финансовая аренда или лизинг оборудования.

Прежде всего, лизинг оборудования, в отличие от его покупки, не требует единовременного отвлечения из оборота предприятия всей стоимости приобретаемых средств производства. В этом отношении выгоды лизинга сравнимы с выгодами покупки оборудования в кредит. Однако сроки лизинга, как правило, значительно превышают те сроки, на которые банки традиционно предоставляют кредит предприятиям. Кроме того, лизинговые выплаты учитываются в качестве затрат предприятия, в то время как кредит предприятие погашает из своей прибыли, которая облагается дополнительными налогами. Наконец, для оборудования, взятого в лизинг, в соответствии с действующим законодательством, предусмотрены сокращенные сроки амортизации, что позволяет лизингополучателю существенно экономить на выплатах налога на имущество, взимаемого только в течение данного срока. В ряде случаев сроки амортизации сокращаются в 2-3 раза, что позволяет предприятию по истечении срока действия лизингового договора получить в свою собственность арендованное им имущество.

положение на рынке

Все эти факторы, а также увеличение платежеспособного спроса со стороны предприятий, связанного с общим экономическим ростом, стали основными причинами расширения рынка лизинговых услуг в Свердловской области, отмечаемого большинством экспертов.

Так, по мнению генерального директора ЗАО «Компания «Промышленный лизинг» Станислава Захарова, главным результатом 2004 года можно назвать увеличение объемов лизинговых услуг, спрос на которые обусловлен увеличением количества предприятий «среднего» бизнеса. Эти предприятия прочно заняли свою производственную нишу и способны выступить квалифицированными потребителями лизинговых услуг, использование которых возможно лишь в условиях стабильного производственного процесса и регулярного внесения оплаты. «В следующем году мы прогнозируем дальнейший рост рынка лизинговых услуг», – отметил Станислав Захаров.

«Спрос на лизинговые услуги растет и будет расти, так как предприятия нуждаются в оборудовании, а брать технику в лизинг более выгодно, чем делать единовременную выплату», – говорит генеральный директор ЗАО «Открытый консалтинг» Алексей Хрычев.

Спрос на соответствующие услуги, по мнению наблюдателей, усиливается изменениями в структуре целевой аудитории лизинговых компаний. «Нельзя не отметить изменения в клиентском контингенте. Теперь не только малые и средние предприятия, но и крупные фирмы предпочитают не покупать оборудование сразу, выплачивая единовременно значительную сумму из своего бюджета, а брать его в лизинг, делая постоянные небольшие взносы», – говорит заместитель начальника отдела продаж ЗАО «Торглизинг» Алексей Амрафзянов.

новые реалии

Растущий спрос на услуги лизинговых компаний ведет к значительным изменениям условий их конкурентной борьбы. Так, по мнению Алексея Хрычева, главная проблема, которая встает сегодня перед лизинговым бизнесом, – отсутствие долгосрочных ресурсов. «Рост спроса влечет за собой рост предложения: за последнее время увеличилось количество фирм, работающих в этой сфере. Но недостаток финансового фонда не дает возможности лизинговым компаниям делать по-настоящему крупные и дорогостоящие поставки», – отмечает генеральный директор ЗАО «Открытый консалтинг». По мнению экспертов, именно трудности с финансированием масштабных закупок оборудования вызвали вторжение на уральский лизинговый рынок действующих в регионе финансово-кредитных организаций. В результате целый ряд компаний-участников лизингового рынка в настоящее время контролируется банками. По мнению Алексея Амрафзянова, это является одним из возможных объяснений роста конкуренции среди предприятий Екатеринбурга, специализирующихся на оказании лизинговых услуг. «Банки обладают достаточным финансовым потенциалом, а при выдаче кредита могут предложить клиенту оформить лизинговый договор через свои структуры или через компанию-партнера», – говорит он. Свой вклад в усиление конкурентной борьбы на уральском рынке лизинговых услуг вносит и понижение входного порога, возникшее вслед за отменой лицензирования деятельности лизинговых компаний. «На сегодня любое предприятие, решившее работать в этой сфере и обладающее достаточными ресурсами, может начать свою деятельность без каких-либо специальных разрешений», – заявил Алексей Амрафзянов.

По мнению экспертов, особенно напряженная конкурентная борьба между лизинговыми компаниями ведется за преобладание в наиболее перспективных сегментах рынка, к которым относятся лизинг легковых автомобилей и лизинг некоторых видов оборудования. «Несмотря на то, что в этом году резко увеличился спрос на грузовые машины, статистика показывает, что среди сдаваемого в лизинг оборудования доля легковых автомобилей составляет 60-70%, в то время как грузовых только 30%, а торгового и производственного оборудования – 10%. Часто автомобили нужны для представительских целей или для фирм, сотрудники которых постоянно выезжают в кратковременные командировки», – комментирует ситуацию исполнительный директор ООО «Ураллизинг» Мария Пермякова. Кроме того, по словам Станислава Захарова, в 2004 году зафиксировано значительное увеличение спроса на оборудование для предприятий полиграфической отрасли. «Сегодня в Екатеринбурге это направление бизнеса быстро развивается, и здесь конкурирует множество фирм», – отмечает он.

«рг лизинг»

Новые перспективы для развития конкурентной борьбы на региональном рынке лизинговых услуг открывает и выход на него новых лизинговых компаний федерального значения. В соответствии с новыми реалиями конкурентной борьбы, эти компании являются партнерами крупнейших кредитных организаций федерального, а в отдельных случаях и международного значения. Характерной чертой их конкурентной стратегии является стремление предлагать клиентам стандартные и апробированные решения в сегменте массово востребованных лизинговых услуг в сочетании с индивидуальным подходом к клиентам, чьи запросы обладают определенной спецификой.

Эти тенденции могут быть проиллюстрированы на примере деятельности ЗАО «Русско-германская лизинговая компания» (ЗАО «РГ Лизинг»), екатеринбургский офис которого открылся в конце 2004 года. 90% акций этой компании владеет Сбербанк РФ. Практически неограниченные финансовые возможности этой кредитной организации позволяют компании «РГ Лизинг» позиционировать себя в качестве лизинговой компании для предприятий среднего и крупного бизнеса, в отличие от большинства региональных участников рынка, основная часть клиентов которого принадлежит к малому бизнесу. Кроме того, финансовые возможности акционеров «РГ Лизинг» позволяют компании развиваться как в направлении оказания тиражируемых услуг, к которым относятся лизинг автомобилей и строительно-дорожного оборудования, так и в направлении индивидуализированного обслуживания лизингополучателей оборудования для других видов деятельности.

«Компания «РГ Лизинг» готова сотрудничать с любыми предприятиями, нуждающимися в обновлении своих производственных фондов, начиная от предприятий малого бизнеса и заканчивая крупными промышленными структурами», – заявил директор Уральского филиала компании «РГ Лизинг» Евгений Вертипорох.

Дополнительное конкурентное преимущество «Русско-германской лизинговой компании» составляет возможность использования ресурсной базы Сбербанка РФ. Так, среднегодовое превышение суммы лизинговых платежей над стоимостью сданного в лизинг имущества составляет для автомобилей от 10 до 10,5%, а для строительной и строительно-дорожной техники порядка 12,4%. Учитывая, что в этих случаях лизинговые платежи производятся клиентом, как правило, в течение 3 лет, по истечении которых, в результате применения механизма ускоренной амортизации, клиент становится собственником взятого им в лизинг оборудования без необходимости уплачивать соответствующие налоги, предложения «РГ Лизинг» могут быть охарактеризованы как высококонкурентные.

«Отработанные годами схемы предоставления наиболее востребованных лизинговых услуг, таких как лизинг автотранспорта или строительной техники, а также относительно дешевые финансовые ресурсы, привлекаемые из Сбербанка России, позволяют компании удовлетворять спрос со стороны клиентов, заинтересованных в получении стандартизированных продуктов», – отметил Евгений Вертипорох.

Немаловажной особенностью регионального лизингового рынка является то, что большинство действующих компаний специализируется на предоставлении валютного лизинга, либо предлагает рублевый лизинг по значительно повышенным ставкам лизинговых выплат. В этой связи, тот факт, что все упомянутые расценки на услуги компании «РГ Лизинг» являются рублевыми, составляет дополнительный фактор их привлекательности для потенциального потребителя.

По мнению экспертов, использование именно этого преимущества может стать одним из базовых элементов конкурентной стратегии действующих на Урале лизинговых компаний федерального значения, таких как успешно работающее с 1993 года ЗАО «РГ Лизинг».

«Финансирование проектов за счет средств Сбербанка России и партнерские отношения, установленные нашей компанией со многими производителями промышленного оборудования, позволяют компании «РГ Лизинг» обслуживать крупных клиентов, планирующих реализацию высокозатратных проектов по техническому перевооружению своих предприятий», – подчеркнул директор Уральского филиала компании «РГ Лизинг».

выводы

Таким образом, естественными следствиями развития регионального рынка лизинговых услуг становятся выход на него новых участников федерального значения и усиление конкурентной борьбы между действующими на Урале лизинговыми компаниями. В этих условиях с высокой вероятностью может быть реализован сценарий, по которому местные лизинговые компании в борьбе за потребителя будут опираться на финансовые ресурсы региональных банков, задействуя наработанные в течение предыдущего периода развития рынка партнерские отношения с крупными и средними предприятиями, а также активно сотрудничая с представителями малого бизнеса. В то же время, можно прогнозировать определенное перераспределение крупной клиентуры в пользу новых участников рынка из других регионов, которое может произойти на основе внедряемых ими уникальных схем оказания лизинговых услуг и использования значительных финансовых ресурсов их партнеров.


Другие материалы по теме: