«Областная газета» и Ольга Иванова: «Сервис, по-уральски»

18 марта 2005 (12:30)

Вчера в Доме правительства Свердловской области начал работу Уральский конгресс работников бытового обслуживания. Для участия в мероприятии съехались около четырехсот человек - представители предприятий индустрии сервиса, органов муниципальной власти, общественных объединений предпринимателей, органов контроля, учебных и научных учреждений из многих городов Уральского региона.


Дата проведения конгресса - 17 марта - была выбрана не случайно: в ближайшее воскресенье в России отмечается профессиональный праздник работников бытового обслуживания. Именно поэтому начало встречи было ознаменовано приятным событием: председатель областной Думы Николай Воронин вручил лучшим работникам отрасли Почетные грамоты губернатора, Законодательного Собрания и правительства Свердловской области.


Инициатором проведения конгресса выступило министерство торговли, питания и услуг Свердловской области. Главной целью этой встречи, как заметила глава ведомства Вера Соловьева, "является изучение проблем индустрии сервиса, определение перспективных направлений развития отрасли и поиск решений общих проблем для повышения потенциала данного сектора экономики".


С приветственным словом к участникам конгресса обратился заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Чемезов. В своем выступлении он подчеркнул, что нынешняя ситуация в сфере бытового обслуживания свидетельствует об окончании периода адаптации к новым экономическим условиям.


По данным министерства торговли Свердловской области, сегодня в сфере услуг занято свыше двадцати тысяч человек. Специалисты отрасли и рядовые потребители отмечают положительные тенденции развития этой сферы - увеличение объемов реализации, рост числа предприятий, повышение качества и культуры обслуживания, расширение ассортимента.


Сегодня отрасль на подъеме. В 2004 году населению Свердловской области было оказано услуг на сумму свыше 4,5 миллиарда рублей. Это позволило свердловчанам сохранить лидирующие позиции в Уральском федеральном округе. Доля Среднего Урала в УрФО составляет 41 процент (в 2003 году - 39 процентов).


В прошедшем году "средний" житель Свердловской области воспользовался услугами предприятий сервиса на сумму 1012 рублей (в 2003 году - 806 рублей). Наибольшее развитие в 2004 году получили услуги по ремонту и индивидуальному пошиву обуви.


Значительный шаг вперед был сделан в секторе сервисного обслуживания бытовой техники. На сегодняшний день в Свердловской области действуют 17 авторизованных сервисных центров. Однако, как заметили многие участники форума, наряду с позитивными тенденциями есть и негативные. Так, по мнению руководителя оренбургской делегации Евгении Прокофьевой, одной из главных проблем отрасли остается проблема теневого бизнеса.


- Многие предприятия существуют без регистрации. Это позволяет им уходить от налогов и от ответственности перед потребителем, - сказала она. - Я считаю, что в этой ситуации нет другого выхода, кроме активизации работы силовых структур.


Другая проблема сектора — различия между городом и деревней в уровне развития бытового обслуживания. Причина — экономическое отставание сельских территорий от городских. Из 18 социально-значимых бытовых услуг на селе пользуются спросом только 10.


Собравшиеся пришли к выводу, что государственное регулирование сферы бытовых услуг в России не представляет собой целостной системы. Несовершенство законодательной базы снижает эффективность регулирующих воздействий, создает неблагоприятные условия для экономической деятельности, и инвестиционных процессов в особенности. Развитие отрасли сдерживается ростом цен на материалы и энергоносители, дифференциацией платежеспособности населения, нестабильностью системы налогообложения.


В связи со всем вышесказанным участники конгресса намерены просить правительство Свердловской области выйти с инициативой в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о разработке Закона "О платных услугах". По мнению специалистов, это позволит создать системный подход к регулированию сферы услуг в условиях административной реформы.


Другие материалы по теме: