«Российская газета» и Владимир Алтайский : «Шагреневый город. Уральцы покидают родные места в поисках работы»

12 апреля 2005 (12:01)

Из экологически благополучных городков и поселков экономически активная часть населения устремляется в шумные и задымленные промышленные центры... Об этом шла речь в публикации «зона риска» уральского выпуска «РГ» за 30 марта текущего года. И это явление усложняет судьбу небольших населенных пунктов Среднего Урала.

Сегодня на территории Свердловской области 1796 самой разной величины населенных пунктов. Было больше: за последние 15 лет с лица земли исчезли многие десятки сел и поселков. По словам главы регионального филиала федерального агентства государственной статистики Алексея Чернядева, область не сегодня-завтра может потерять еще около 130 поселений. Поскольку в них, как показала последняя Всероссийская перепись населения, нет ни одного жителя.

Люди уходят безвозвратно на заработки. Деревенские поступали так испокон веков. Отнюдь не все они направлялись в центры губерний и областей. Многие оседали в промышленных городах помельче, способствуя их развитию. В Свердловской области таких насчитывается десятка четы

ре. Одни ведут свою родословную со времен заводчиков Демидовых. Другие возникли в прошлом веке в ходе ускоренной индустриализации страны, затем пополняясь эвакуированными в годы Великой Отечественной войны из европейской части СССР. В них обитает в общей сложности до 1,5 миллиона человек.

А ведь народу здесь было много больше. По свидетельству той же статистической службы, в 33 малых городах региона численность населения упала даже в сравнении с 1995 годом. Речь идет отнюдь не только о резком уменьшении рождаемости и повышении смертности. Сократилась и численность работников в полном расцвете сил.

Такими оказались последствия радикальных перемен. За последние то лет на треть уменьшилось количество предприятий и, следовательно, рабочих мест. Без дела оказались сотни и тысячи человек. А в некоторых городах -таких как Артемовский, Невьянск, Ивдель — этих самых рабочих мест стало меньше аж вдвое. Настоящая катастрофа!

В депрессивных ходят целые районы: Байкаловский, Красно-уфимский, Серовский, Шалинс-кий, Ачитский, Тугулымский, Та-боринский,Гаринский и некоторые другие. Здесь крайне низко качество жизни. Все эти муниципальные образования дотируются из областного бюджета, хотя при создании необходимых условий могли бы «жить на свои».

— Территории с неэффективной экономикой выталкивают людей, — делает вывод руководитель группы демографии отдела развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения РАН Раиса Нифантова. — Выталкивают в областные центры и другие города с диверсифицированными рынками труда...

С пугающей быстротой, увы, пустеют малые города. А ведь как раз они вкупе с деревнями и селами олицетворяют изначальную суть страны и нации, определяют ее своеобразие и обусловливают социальную стабильность обширных территорий.

Проблема малых городов и весей актуальна отнюдь не только для среднеуральского региона. В июне 2006 года исполнится ровно ю лет с момента выхода в свет постановления правительства РФ «Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы». В ней изложены принципы модернизации и обновления основных фондов градообразующих предприятий, создания рабочих мест путем перемещения крупных заводов и фирм из перегруженных промышленными объектами городов на периферию. Где как не в малых городах и селах возрождать исконно народные промыслы?! И об этом сказано в программе. Но...

Региональные власти больше преуспели в неустанном обвинении «федералов», которые якобы утратили интерес к возрождению глубинки. В Свердловской области, к примеру, создана образцово-показательная программа терри-ториального размещения производительных сил. Но ведь это лишь «голая» теория. Она, как известно, без практики мертва. А производительные силы, игнорируя чиновничьи планы, предпочитают перетекать из глубинки по своему собственному усмотрению.


Другие материалы по теме: