Монетарная политика России – по какому курсу мы движемся

8 мая 2001 (12:01)

Двадцать четвертого апреля Правительство и Центральный Банк России опубликовали совместное заявление об экономической политике на 2001 г. и среднесрочную перспективу. Приоритетами названы либерализация экономики, снижение налоговой нагрузки, повышение прозрачности бюджетной системы, реформа банковского сектора и обеспечение роста доходов населения при сохранении макроэкономической стабильности.

Большей частью эти цели могут быть достигнуты благодаря приемам монетарной политики. Данная программа необходима для возобновления сотрудничества между Россией и МВФ на новых условиях, не предусматривающих выделения кредитов. К тому же дальнейшая либерализация экономики в области валютного законодательства позволила бы российским экспортерам крепче встать на ноги.

Новостью апреля, несомненно, можно считать принятие 18 числа в Государственной Думе либеральных поправок к закону «О валютном регулировании и валютном контроле». Этими поправками депутаты расширили перечень валютных операций, которые граждане смогут осуществлять без разрешения Центрального Банка России (например, оплата судебных расходов, похорон, оплата участия в международных конгрессах, выставках, спортивных соревнованиях и т.д.) По поводу расширения этого перечня Центробанк не возражал, тем более что часть этих операций (22 из 35) уже выведена из-под опеки ЦБ его же собственными инструкциями.

Не возражал Центробанк и против того, чтобы разрешить российским строительным фирмам иметь счета в зарубежных банках в неконвертируемой валюте для текущих расходов на территории соответствующей страны.

Небольшие возражения вызвали думские инициативы по продлению с 90 дней до трёх лет срока возврата валютной выручки для машиностроительных предприятий и до пяти лет — для строительных организаций. Эти поправки были внесены исходя из реальной действительности — большинство производственных циклов в этих отраслях имеют срок 3-5 лет и, следовательно, предприятия просто не в состоянии получить и вернуть валютную выручку в течение 90 дней. Центробанк выразил своё недовольство, заявив, что Дума тем самым дала послабление производителям товаров с небольшим циклом производства, поскольку экспортеры, получив выручку раньше, не упустят возможности «прокрутить» её за рубежом. Правда, оппоненты Центрального Банка уже неоднократно заявляли, что экономика России не в состоянии сейчас поглотить всю приходящую в страну валюту, поэтому её надо «выталкивать» из страны во избежание раскручивания нового витка инфляции.

Самой же резкой обструкции представители Центробанка подвергли предложение Думы разрешить российским гражданам перечислять до $75 тыс. в год в западные банки для покупки ценных бумаг на местных фондовых рынках. Правда, не совсем свободно: российские банки, осуществляющие такие операции, обязаны информировать о них налоговые органы. Центробанк опасается, что такие либеральные действия будут способствовать массовому оттоку капитала из страны, а контролю налоговых органов доверять нельзя.

Чем недоволен ЦБ

Предложим свою версию недовольства представителей Центрального Банка. С учетом ухудшающейся конъюнктуры на всех фондовых рынках мира, что дает информацию к размышлению российским инвесторам о выгодности вложений в иностранные фондовые активы, о массовом оттоке капитала говорить не приходится. Если рассматривать это как возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли граждан, то по существующему законодательству можно перевести куда угодно множество раз по $2000. К тому же существует карточная система, по которой в любой момент и в любом месте её владелец может снять N-ю сумму денежных средств, находящихся на его счете. Поэтому все недовольства Центрального Банка по поводу этих нововведений — не что иное, как нежелание разрабатывать новые инструкции по контролю за движением денежных средств через банки.

Отметим другое возможное последствие новых изменений в законе о валютном регулировании. На первый взгляд может показаться, что изменения касательно увеличения срока возврата валютной выручки предприятиями машиностроения и строительными фирмами могут привести к уменьшению темпов прироста золотовалютных резервов Центробанка. В купе с начавшимся сокращением денежной массы в обращении (о чем можно судить по размерам позиций банков на счетах обязательного резервирования) данные мероприятия, казалось бы, могут привести к дополнительному снижению курса рубля в лучшем случае и к девальвации — в худшем. Однако если посмотреть на долю, которую составляют предприятия этих отраслей в общем числе экспортеров по платежному балансу, опасения в отношении отсрочки возврата валютной выручки оказываются необоснованными. Кроме того, валютная выручка рано или поздно возвратится в Россию. Если сопоставить отрицательные последствия для Центробанка в виде трудозатрат на разработку механизма эффективного контроля за движением валютной выручки и положительные стороны такого решения для указанной группы экспортеров, то перевесит, несомненно, второе.

Если внимательнее взглянуть на монетарную политику, проводимую в нашей стране, можно заметить две тенденции: либерализацию валютных отношений и ужесточение контроля за обращением денежной массы. Не приведет ли одновременное использование этих мер к неплатежеспособности страны и резкому падению курса рубля. Для этого рассмотрим основные тенденции на валютном рынке за последнее время.

В марте 2001 г. ситуация на российском валютном рынке была достаточно стабильной. Необходимость осуществления налоговых платежей и отчисления в фонд обязательного резервирования определила традиционно возросший к концу квартала спрос коммерческих банков на рубли. В результате со 2 по 23 марта золотовалютные резервы ЦБ России выросли с 28,3 до 30,1 млрд долл., то есть на 6,4%. Следует отметить, что цифра 30,1 млрд долл. — максимальный показатель за все время демократических преобразований в нашей стране. Однако чтобы спрогнозировать возможные последствия спекулятивных атак на рубль в апреле 2001 г. необходимо учесть следующие факторы, принимаемые в расчет инвесторами в среднесрочной перспективе.

Во-первых, укрепление реального курса рубля, происходившее на протяжении последних месяцев, стало рассматриваться уже как помеха не только для экспортеров, но и для Правительства. Возможное в 2001 г. снижение темпов экономического роста потребует от Правительства реализации набора мер, среди которых скачкообразные снижения номинального обменного курса рубля выглядят наименее трудоемким с политической и экономической точек зрения. Очевидно, что для Правительства и ЦБ РФ некоторое изменение курсовой политики гораздо легче реализуемо, чем набор мер, на которых настаивает МВФ.

Во-вторых, риск снижения мировых цен на нефть вследствие затяжного ухудшения экономической ситуации в развитых странах может привести к снижению прибылей крупнейших российских экспортеров и, соответственно, уровня доходов бюджета. Снижение конкурентоспособности российских экспортеров, по всей видимости, заставляет последних активизировать усилия по дерегулированию внутреннего валютного рынка. В частности, предлагается снизить норму обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50%, существенно расширить перечень внешнеторговых операций, которые приравниваются к текущим валютным операциям и не требуют разрешения Центробанка и т.д.

В-третьих, срыв договоренностей между Правительством и МВФ снижает шансы добиться реструктуризации по долгам Парижскому клубу кредиторов в 2002-2003 гг.

Рынок межбанковских кредитов

В первом квартале 2001 г. на рынке рублевых межбанковских кредитов наблюдалась достаточно стабильная ситуация при уровне процентных ставок (по однодневным кредитам) около 5% годовых. Календарный всплеск ставок в конце января не превысил 15% годовых. В конце февраля календарные эффекты совпали с проведением аукциона по размещению ГКО (28 февраля), и ставки по кредитам выросли до 55% годовых, дневной размах колебаний остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБ РФ достиг 15 млрд руб. (около 20% среднего объема средств). Однако продолжительность этого всплеска не превысила одной недели.

В начале третьей декады марта, перед очередным аукционом по размещению ГКО (21 числа), повышение ставок составило не более 15% годовых. Объем ликвидных средств на счетах коммерческих банков в Банке России стабилизировался на достаточно высоком уровне (80–85 млрд руб.). В марте ситуация, казалось бы, развивалась достаточно предсказуемо, но наступил апрель…

Невиданное падение рубля

Восемнадцатого апреля на валютной бирже доллар установил рекорд, превысив уровень 28,87 руб. Никогда раньше американская валюта не стоила так дорого.

Напомним, что 1 января прошлого года курс составлял ровно 27 руб. за доллар. Потом рубль начал быстро падать, и 23 февраля 2000 г. официальный курс составлял уже 28,87 руб. за доллар. Впрочем, после этого доллар стал дешеветь, 8 июля 2000 г. он стоил 27,99 руб. и вновь преодолел планку в 28 руб. лишь в декабре.

И вот теперь побит рекорд прошлогоднего февраля. Правда, официальный курс Центрального Банка на 18 апреля был таким же, как тогда: 28, 87 руб. за доллар. Но на торгах в тот день доллар стоил чуть дороже. Заметим, что на предшествовавшей торгам неделе доллар вплотную приблизился к рекорду, но Центробанк с помощью значительных валютных интервенций его удержал, хотя эти действия совершенно не оправданы, поскольку укрепление реального курса рубля начало создавать помехи для крупнейших экспортеров.

Почему доллар сейчас стоит рекордно дорого? Потому что при нынешней инфляции (которая даже по официальным данным составила за первый квартал 7,2 %) удерживать рубль от падения можно только искусственными методами, принуждая экспортеров к возврату в Россию валютной выручки и продавая доллары из золотовалютных резервов Центрального Банка. Между тем, сейчас официальной линией является валютная либерализация. Достаточно сказать, что в дополнение к поправкам к закону о валютном регулировании правительство выразило намерение снизить норматив обязательной продажи валютной выручки. А Центробанк, который продемонстрировал успехи в накоплении золотовалютных резервов, сейчас хочет эти успехи развить и покупать больше долларов, а вовсе не тратить их на бесконечные валютные интервенции.

Разумеется, глава ЦБ Виктор Геращенко от подешевения рубля не в восторге. Когда Минфин заявил (правда весьма туманно), что курс рубля завышен и мешает экспорту, Геращенко ответил, что при дорогом долларе правительству будет труднее обслуживать внешний долг, а девальвация способна лишь закрепить нынешнюю сырьевую направленность российского экспорта. Есть более правдоподобное соображение: при нынешней инфляции единственное, чем может гордиться ЦБ, — это относительно стабильный курс рубля, и умышленно он опускать рубль, конечно, не будет. Но Виктор Геращенко тоже не всесилен.

Таким образом, это не последний рекорд курса доллара. Совершенно ясно, что после летнего затишья он пройдет рубеж в 30 руб. (по некоторым предположениям — к октябрю 2001 г.). Всем понятно, что рубль как падал, так он и будет падать, вопрос только в том, какими темпами. Но либерализация в сфере валютного регулирования не может не дать положительных результатов как для экспортеров, так и для платежного баланса страны, а, следовательно, и для России в целом.


Другие материалы по теме: