Рынок модной одежды: на пути к индустрии
15 апреля 2005 (09:20)
Екатеринбургский рынок модной одежды создает все предпосылки для развития региональной fashion-индустрии.
Петр Верховцев
На протяжении последних лет в Екатеринбурге сложился устойчивый и достаточно массовый рынок модной одежды. По оценкам экспертов рынка, порядка 10-20% жителей города регулярно приобретают одежду, обувь и аксессуары различных модных направлений как известных зарубежных брендов, так и отечественного производства. Еще порядка 20%-30% екатеринбуржцев либо покупают модные вещи от случая к случаю, либо готовы сделать подобное приобретение.
Согласно наблюдениям аналитиков рынка, основными потребителями в данном рыночном сегменте выступают обеспеченные, достаточно молодые люди, готовые вкладывать средства в собственный имидж. Именно рост их благосостояния, отмеченный в последние годы, создает потенциал для развития рынка модной одежды.
Рынок
Согласно оценке директора по связям с общественностью бутика «Gianfranco Ferre» Галины Подовжней, ежегодно рынок модной одежды Екатеринбурга увеличивается на 10-15%. Такая тенденция наблюдается в течение последних трех лет. Управляющий бутиком «Enrico Marinelly» Олег Овсянников полагает, что с 2002 года рост объемов рынка модной одежды Екатеринбурга составил 50%. «С ростом благосостояния населения эта часть общества будет увеличиваться, и можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшие годы потребность в стильной одежде в Екатеринбурге будет расти», – полагает директор бутика «Paul&Shark» Вероника Пономарева.
«Увеличение спроса на предметы fashion-индустрии – один из непременных атрибутов развития покупательной активности населения, которую мы наблюдаем последние несколько лет. А поскольку рынок чутко реагирует на запросы потребителей, предложение на рынке модной
одежды также увеличивается», – отмечают в магазине «Milano Moda».
До последнего времени рост рынка обеспечивался, в первую очередь, за счет выхода на региональный рынок крупных мировых брендов, предлагающих продукцию верхней ценовой категории. Таким образом, на данный момент в Екатеринбурге оказались представленными основные крупные мировые производители модной одежды либо имеющие собственные бутики, либо распространяющие свою продукцию через мультибрендовые магазины. «Если несколько лет назад нехватка модной одежды на рынке Екатеринбурга была очевидна, то сегодня наиболее известные мировые производители одежды уже представлены в Екатеринбурге», – отмечает Олег Овсянников.
В результате, по мнению заместителя директора по рекламе торгового центра «Мытный двор» Екатерины Лобачевой, на данный момент в Екатеринбурге преобладают магазины, предлагающие элитные, дорогостоящие товары. «Доходы населения Екатеринбурга за последние несколько лет увеличились. Горожане готовы тратить на свой гардероб крупные денежные средства. Соответственно, на рынке увеличивается число магазинов, реализующих достаточно дорогую одежду, обувь и аксессуары известных мировых производителей», – полагает Екатерина Лобачева.
В то же время, по мнению экспертов, достаточно узкий верхний ценовой сегмент, доступный несколькими тысячам представителей региональной элиты, может быть насыщен уже в ближайшие годы, и после насыщения в нем развернется конкуренция между основными мировыми производителями, подобная той, которая уже наблюдается не только в Европе, но и в Москве и Петербурге.
Именно поэтому, по мнению многих специалистов, наиболее динамично развивающимся в ближайшие годы может оказаться средний ценовой сегмент модного рынка, представленный одеждой, рассчитанной, в первую очередь, на растущий средний класс. «С повышением общего благосостояния жителей города наблюдается рост спроса на модную одежду, обувь и аксессуары среднего ценового сегмента. Именно в этом направлении рынок будет развиваться наиболее активно», – отметила Екатерина Лобачева.
Аналитики рынка отмечают, что развитие среднего ценового сегмента, то есть одежды, рассчитанной на достаточно широкий круг потребителей (до 50% населения Екатеринбурга), будет происходить не только за счет экспансии на уральский рынок относительно демократичных мировых брендов и «псевдобрендовой» продукции азиатских производителей, но и за счет развития потенциала отечественной легкой промышленности. На екатеринбургском рынке модной одежды уже присутствует несколько отечественных молодежных брендов, таких как «Sela», «Твое», и их число, по мнению экспертов, будет только расти. Более того, именно рост платежеспособного спроса в среднем ценовом сегменте модного рынка может стать условием, необходимым для создания в Екатеринбурге собственной модной индустрии и, в конечном итоге, для выхода на розничный рынок коллекций екатеринбургских дизайнеров и модельеров.
Екатеринбургские дизайнеры
На данный момент в Екатеринбурге работает несколько десятков профессиональных дизайнеров одежды. Большинство из них занимается индивидуальным пошивом одежды на дому или работает в небольших ателье. В той же сфере индивидуальной работы с частными клиентами функционирует и большинство модных домов города, организованных известными екатеринбургскими дизайнерами. Как правило, большинство созданных ими авторских вещей существует в единственном экземпляре и производится по заказу конкретного клиента. Мелкосерийное тиражирование авторских моделей, как правило, осуществляется под нужды корпоративного заказчика, заинтересованного в разработке и создании фирменной униформы для своих сотрудников. В результате продукция екатеринбургских дизайнеров не занимает существенных позиций на развивающемся розничном рынке.
В то же время, замыкание на работе с индивидуальными клиентами может таить определенную опасность для дизайнерского сообщества Екатеринбурга. По мнению аналитиков рынка, ниша персонального пошива одежды достаточно узка и уже сейчас близка к наполнению. Более того, она постоянно испытывает конкуренцию со стороны быстро развивающегося сегмента дорогой брендовой одежды известных зарубежных производителей, постепенно вытесняющих местных дизайнеров в более низкий ценовой сегмент.
В такой ситуации дальнейшее развитие регионального дизайна возможно только при переходе от работы с индивидуальными заказами к серийному изготовлению готовой одежды, выходу на розничный рынок, созданию индустрии моды.
По словам самих екатеринбургских дизайнеров, на пути к рознице существует целый ряд трудностей, большая часть которых носит экономический характер. Дело в том, что большинство существующих в Екатеринбурге домов моды, по сути своей, представляет собой дизайн-студии, замкнутые на фигуре модельера и процессе дизайна.
В то же время модная индустрия, помимо собственно дизайна, подразумевает и другие, не менее важные процессы – организацию производства больших партий одежды, их дистрибьюцию, рекламу, продвижение на рынок, организацию продажи либо через собственные бутики, либо через сторонние торговые точки, что требует, с одной стороны, значительных капитальных вложений, с другой – выстраивания необходимых бизнес-процессов, для чего необходима специфическая квалификация и знания. Традиционно в мировых домах моды функции по созданию одежды, её производству, продаже и продвижению на рынки распределены между дизайнерами, коммерческими менеджерами и продюсерами, чего практически не наблюдается в Екатеринбурге.
Перспективы
Также аналитики отмечают, что именно сейчас екатеринбургский рынок модной одежды создает все предпосылки для возникновения fashion-индустрии. С одной стороны, рост платежеспособного спроса на относительно недорогую дизайнерскую одежду, в том числе и от местных производителей, способен обеспечить продажи крупных партий продукции местных брендов.
Качество работы региональных дизайнеров, по мнению специалистов, вполне соответствует мировому уровню моделирования одежды, и их произведения вполне могут быть востребованы рынком. Так, руководитель отделения международных образовательных программ Уральской государственной архитектурно-художественной академии, доцент кафедры промышленного дизайна Виктор Брагин полагает, что дизайн модной одежды Екатеринбурга находится на высоком уровне. «Екатеринбургские модельеры способны представить конкурентоспособную одежду и класса люкс, и массового спроса», – полагает он.
В то же время модная индустрия начинает привлекать внимание потенциальных инвесторов, готовых финансировать создание и распространение перспективных региональных брендов. «Рынок модной одежды представляет интерес для инвестиционных компаний, так как это обширная сфера бизнеса, со значительными материальными и «клиентскими» ресурсами», – отмечает директор по внешним связям компании «Baring Vostok Capital Partners» Станислав Федулов. «Мы готовы вложить деньги в проект развития отечественной марки модной одежды, если он будет соответствовать ряду требований. Главное – одежда по своей стоимости должна быть рассчитана на средний класс. Именно его мы считаем самой перспективной клиентской аудиторией», – заявил Станислав Федулов. «Если наши специалисты определят модный бизнес как рентабельный, то инвестиционные компании будут сотрудничать с Екатеринбургскими дизайнерами», – соглашается с ним директор инвестиционной компании «БикЛинк» Владимир Алябьев.
Интерес к появляющейся fashion-индустрии проявляют и представители консалтингового бизнеса, в том числе и компаний, специализирующихся на построении устойчиво функционирующих технологических и экономических цепочек. «Наша компания имеет опыт работы с местными производителями модной одежды, заинтересованными в выстраивании внутренних бизнес-процессов», – отмечает менеджер по проектам «Бизнес-Мастер Урал» Ирина Виноградова. По её словам, консалтинговые компании готовы предоставлять свои услуги любой организации, которой будут необходимы программы консалтинга, вне зависимости от профиля ее деятельности. Поэтому фирмы, занимающиеся дизайном и производством модной одежды, обуви и аксессуаров, представляют интерес для консалтинговых компаний наравне с промышленными или торговыми предприятиями. «Компаниям, предоставляющим консалтинговые услуги, выгодно сотрудничать с Екатеринбургскими дизайнерами. Предприятия, которые специализируются на разработке, выпуске и продаже модной одежды, обуви и аксессуаров, зачастую нуждаются в услугах по сопровождению бизнеса в целом. Поэтому сотрудничество в данной области является взаимовыгодным», – отмечает директор юридической фирмы «ЕлАкс» Алексей Потапов. «Компании, занимающиеся проектировкой и производством модной одежды, могут быть для нас перспективными бизнес-партнерами», – отмечает директор компании «Региональный центр аудита» Ирина Ефимова. «Фирмы, специализирующиеся на дизайне и выпуске одежды, обуви и аксессуаров, редко обращаются за услугами консалтинговых компаний. Возможно потому, что подобное производство в Екатеринбурге рассчитано на выпуск единичной продукции и еще не оформлено как бизнес», – отмечает она.
Вывод
Таким образом, сейчас на рынке модной одежды Екатеринбурга сложилась ситуация, благоприятствующая развитию региональной индустрии моды и предоставляющая дизайнерам возможности для создания серийного производства одежды и выхода на розничного покупателя. Данные тенденции уже начали реализовываться на практике: так, недавно созданная екатеринбургскими дизайнерами Ларисой Одинцовой и Оксаной Мацко торговая марка «OXXI» изначально предназначалась для продаж на розничном рынке.
«Ситуация, сложившаяся сегодня, во многом уникальна. Сейчас дизайнерам представилась возможность выйти со своими авторскими моделями на массовый рынок, создать и «раскрутить» свой бренд, найти своего массового покупателя», – отмечает Лариса Одинцова.
«Дизайнеры, которые первыми смогут выстроить производственные цепочки от дизайна вещи до её продажи, смогут выйти на принципиально иной уровень бизнеса», – полагает Оксана Мацко.
Петр Верховцев
На протяжении последних лет в Екатеринбурге сложился устойчивый и достаточно массовый рынок модной одежды. По оценкам экспертов рынка, порядка 10-20% жителей города регулярно приобретают одежду, обувь и аксессуары различных модных направлений как известных зарубежных брендов, так и отечественного производства. Еще порядка 20%-30% екатеринбуржцев либо покупают модные вещи от случая к случаю, либо готовы сделать подобное приобретение.
Согласно наблюдениям аналитиков рынка, основными потребителями в данном рыночном сегменте выступают обеспеченные, достаточно молодые люди, готовые вкладывать средства в собственный имидж. Именно рост их благосостояния, отмеченный в последние годы, создает потенциал для развития рынка модной одежды.
Рынок
Согласно оценке директора по связям с общественностью бутика «Gianfranco Ferre» Галины Подовжней, ежегодно рынок модной одежды Екатеринбурга увеличивается на 10-15%. Такая тенденция наблюдается в течение последних трех лет. Управляющий бутиком «Enrico Marinelly» Олег Овсянников полагает, что с 2002 года рост объемов рынка модной одежды Екатеринбурга составил 50%. «С ростом благосостояния населения эта часть общества будет увеличиваться, и можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшие годы потребность в стильной одежде в Екатеринбурге будет расти», – полагает директор бутика «Paul&Shark» Вероника Пономарева.
«Увеличение спроса на предметы fashion-индустрии – один из непременных атрибутов развития покупательной активности населения, которую мы наблюдаем последние несколько лет. А поскольку рынок чутко реагирует на запросы потребителей, предложение на рынке модной
одежды также увеличивается», – отмечают в магазине «Milano Moda».
До последнего времени рост рынка обеспечивался, в первую очередь, за счет выхода на региональный рынок крупных мировых брендов, предлагающих продукцию верхней ценовой категории. Таким образом, на данный момент в Екатеринбурге оказались представленными основные крупные мировые производители модной одежды либо имеющие собственные бутики, либо распространяющие свою продукцию через мультибрендовые магазины. «Если несколько лет назад нехватка модной одежды на рынке Екатеринбурга была очевидна, то сегодня наиболее известные мировые производители одежды уже представлены в Екатеринбурге», – отмечает Олег Овсянников.
В результате, по мнению заместителя директора по рекламе торгового центра «Мытный двор» Екатерины Лобачевой, на данный момент в Екатеринбурге преобладают магазины, предлагающие элитные, дорогостоящие товары. «Доходы населения Екатеринбурга за последние несколько лет увеличились. Горожане готовы тратить на свой гардероб крупные денежные средства. Соответственно, на рынке увеличивается число магазинов, реализующих достаточно дорогую одежду, обувь и аксессуары известных мировых производителей», – полагает Екатерина Лобачева.
В то же время, по мнению экспертов, достаточно узкий верхний ценовой сегмент, доступный несколькими тысячам представителей региональной элиты, может быть насыщен уже в ближайшие годы, и после насыщения в нем развернется конкуренция между основными мировыми производителями, подобная той, которая уже наблюдается не только в Европе, но и в Москве и Петербурге.
Именно поэтому, по мнению многих специалистов, наиболее динамично развивающимся в ближайшие годы может оказаться средний ценовой сегмент модного рынка, представленный одеждой, рассчитанной, в первую очередь, на растущий средний класс. «С повышением общего благосостояния жителей города наблюдается рост спроса на модную одежду, обувь и аксессуары среднего ценового сегмента. Именно в этом направлении рынок будет развиваться наиболее активно», – отметила Екатерина Лобачева.
Аналитики рынка отмечают, что развитие среднего ценового сегмента, то есть одежды, рассчитанной на достаточно широкий круг потребителей (до 50% населения Екатеринбурга), будет происходить не только за счет экспансии на уральский рынок относительно демократичных мировых брендов и «псевдобрендовой» продукции азиатских производителей, но и за счет развития потенциала отечественной легкой промышленности. На екатеринбургском рынке модной одежды уже присутствует несколько отечественных молодежных брендов, таких как «Sela», «Твое», и их число, по мнению экспертов, будет только расти. Более того, именно рост платежеспособного спроса в среднем ценовом сегменте модного рынка может стать условием, необходимым для создания в Екатеринбурге собственной модной индустрии и, в конечном итоге, для выхода на розничный рынок коллекций екатеринбургских дизайнеров и модельеров.
Екатеринбургские дизайнеры
На данный момент в Екатеринбурге работает несколько десятков профессиональных дизайнеров одежды. Большинство из них занимается индивидуальным пошивом одежды на дому или работает в небольших ателье. В той же сфере индивидуальной работы с частными клиентами функционирует и большинство модных домов города, организованных известными екатеринбургскими дизайнерами. Как правило, большинство созданных ими авторских вещей существует в единственном экземпляре и производится по заказу конкретного клиента. Мелкосерийное тиражирование авторских моделей, как правило, осуществляется под нужды корпоративного заказчика, заинтересованного в разработке и создании фирменной униформы для своих сотрудников. В результате продукция екатеринбургских дизайнеров не занимает существенных позиций на развивающемся розничном рынке.
В то же время, замыкание на работе с индивидуальными клиентами может таить определенную опасность для дизайнерского сообщества Екатеринбурга. По мнению аналитиков рынка, ниша персонального пошива одежды достаточно узка и уже сейчас близка к наполнению. Более того, она постоянно испытывает конкуренцию со стороны быстро развивающегося сегмента дорогой брендовой одежды известных зарубежных производителей, постепенно вытесняющих местных дизайнеров в более низкий ценовой сегмент.
В такой ситуации дальнейшее развитие регионального дизайна возможно только при переходе от работы с индивидуальными заказами к серийному изготовлению готовой одежды, выходу на розничный рынок, созданию индустрии моды.
По словам самих екатеринбургских дизайнеров, на пути к рознице существует целый ряд трудностей, большая часть которых носит экономический характер. Дело в том, что большинство существующих в Екатеринбурге домов моды, по сути своей, представляет собой дизайн-студии, замкнутые на фигуре модельера и процессе дизайна.
В то же время модная индустрия, помимо собственно дизайна, подразумевает и другие, не менее важные процессы – организацию производства больших партий одежды, их дистрибьюцию, рекламу, продвижение на рынок, организацию продажи либо через собственные бутики, либо через сторонние торговые точки, что требует, с одной стороны, значительных капитальных вложений, с другой – выстраивания необходимых бизнес-процессов, для чего необходима специфическая квалификация и знания. Традиционно в мировых домах моды функции по созданию одежды, её производству, продаже и продвижению на рынки распределены между дизайнерами, коммерческими менеджерами и продюсерами, чего практически не наблюдается в Екатеринбурге.
Перспективы
Также аналитики отмечают, что именно сейчас екатеринбургский рынок модной одежды создает все предпосылки для возникновения fashion-индустрии. С одной стороны, рост платежеспособного спроса на относительно недорогую дизайнерскую одежду, в том числе и от местных производителей, способен обеспечить продажи крупных партий продукции местных брендов.
Качество работы региональных дизайнеров, по мнению специалистов, вполне соответствует мировому уровню моделирования одежды, и их произведения вполне могут быть востребованы рынком. Так, руководитель отделения международных образовательных программ Уральской государственной архитектурно-художественной академии, доцент кафедры промышленного дизайна Виктор Брагин полагает, что дизайн модной одежды Екатеринбурга находится на высоком уровне. «Екатеринбургские модельеры способны представить конкурентоспособную одежду и класса люкс, и массового спроса», – полагает он.
В то же время модная индустрия начинает привлекать внимание потенциальных инвесторов, готовых финансировать создание и распространение перспективных региональных брендов. «Рынок модной одежды представляет интерес для инвестиционных компаний, так как это обширная сфера бизнеса, со значительными материальными и «клиентскими» ресурсами», – отмечает директор по внешним связям компании «Baring Vostok Capital Partners» Станислав Федулов. «Мы готовы вложить деньги в проект развития отечественной марки модной одежды, если он будет соответствовать ряду требований. Главное – одежда по своей стоимости должна быть рассчитана на средний класс. Именно его мы считаем самой перспективной клиентской аудиторией», – заявил Станислав Федулов. «Если наши специалисты определят модный бизнес как рентабельный, то инвестиционные компании будут сотрудничать с Екатеринбургскими дизайнерами», – соглашается с ним директор инвестиционной компании «БикЛинк» Владимир Алябьев.
Интерес к появляющейся fashion-индустрии проявляют и представители консалтингового бизнеса, в том числе и компаний, специализирующихся на построении устойчиво функционирующих технологических и экономических цепочек. «Наша компания имеет опыт работы с местными производителями модной одежды, заинтересованными в выстраивании внутренних бизнес-процессов», – отмечает менеджер по проектам «Бизнес-Мастер Урал» Ирина Виноградова. По её словам, консалтинговые компании готовы предоставлять свои услуги любой организации, которой будут необходимы программы консалтинга, вне зависимости от профиля ее деятельности. Поэтому фирмы, занимающиеся дизайном и производством модной одежды, обуви и аксессуаров, представляют интерес для консалтинговых компаний наравне с промышленными или торговыми предприятиями. «Компаниям, предоставляющим консалтинговые услуги, выгодно сотрудничать с Екатеринбургскими дизайнерами. Предприятия, которые специализируются на разработке, выпуске и продаже модной одежды, обуви и аксессуаров, зачастую нуждаются в услугах по сопровождению бизнеса в целом. Поэтому сотрудничество в данной области является взаимовыгодным», – отмечает директор юридической фирмы «ЕлАкс» Алексей Потапов. «Компании, занимающиеся проектировкой и производством модной одежды, могут быть для нас перспективными бизнес-партнерами», – отмечает директор компании «Региональный центр аудита» Ирина Ефимова. «Фирмы, специализирующиеся на дизайне и выпуске одежды, обуви и аксессуаров, редко обращаются за услугами консалтинговых компаний. Возможно потому, что подобное производство в Екатеринбурге рассчитано на выпуск единичной продукции и еще не оформлено как бизнес», – отмечает она.
Вывод
Таким образом, сейчас на рынке модной одежды Екатеринбурга сложилась ситуация, благоприятствующая развитию региональной индустрии моды и предоставляющая дизайнерам возможности для создания серийного производства одежды и выхода на розничного покупателя. Данные тенденции уже начали реализовываться на практике: так, недавно созданная екатеринбургскими дизайнерами Ларисой Одинцовой и Оксаной Мацко торговая марка «OXXI» изначально предназначалась для продаж на розничном рынке.
«Ситуация, сложившаяся сегодня, во многом уникальна. Сейчас дизайнерам представилась возможность выйти со своими авторскими моделями на массовый рынок, создать и «раскрутить» свой бренд, найти своего массового покупателя», – отмечает Лариса Одинцова.
«Дизайнеры, которые первыми смогут выстроить производственные цепочки от дизайна вещи до её продажи, смогут выйти на принципиально иной уровень бизнеса», – полагает Оксана Мацко.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |