«Уральский рабочий» и Андрей Морозов выделяют событие: День, когда слушали

27 апреля 2005 (13:07)

По мнению многих экспертов, если предыдущие пять президентских посланий были общественно-политическими, то в нынешнем сделан упор на экономику. Впрочем, обо всем по порядку,

Чего ждали

Прежде всего были серьезные сомнения, что президент выступит с посланием именно в апреле. Во-первых, потому что в прошлом году послание было оглашено лишь 25 мая. Во-вторых, из-за чрезмерной занятости Путина. В-третьих, в связи с «оранжевыми революциями» в странах СНГ требовалось время, чтобы разработать меры, адекватные этим вызовам, и осветить их в послании.

Разумеется, и выбор даты — 25 апреля — это следствие строго выверенного расчета. 8—10 мая в Москве на празднование 60-летия Победы соберутся мировые лидеры, и им требовалось заранее предъявить ориентиры, которых будет придерживаться Россия в своей внешней и внутренней политике, особенно в экономике. Тем более что в последнее время на этот счет с Запада слышится много критики в адрес России.

Другой немаловажный фактор, о котором не говорят вслух, но что безусловно учитывалось: на этой неделе ожидается начало оглашения приговора по делу Михаила Ходорковского и надо было дать сигнал, как теперь государство будет выстраивать отношения с бизнесом. Прежде всего нужны были доказательства, что власть ограничится показательной поркой одного «юкоса» и не пойдет, на конфликт со всем бизнес-сообществом.

О чем, кстати, предельно откровенно сказал председатель комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников: «Послание призвано скрасить ситуацию... Недели -ведь все время говорится про необходимость развития бизнеса, а бизнес приговора ждет».

Как вы помните, основной идеей, прозвучавшей в послании 2003 года, было названо удвоение ВВП. Что, в общем, не было принято к фактическому исполнению правительством Михаила Касьянова. Сейчас об удвоении ВВП вспоминают все реже и реже.

Не все благополучно обстоит и с реализацией четырех национальных приоритетов, названных в послании 2004 года: реформой медицины, образования, ипотекой и проблемой Калининградской области. И не секрет, что подвижки есть только в жилищной сфере, тогда как к реформам медицины и образования еще и не приступали.

Да и вообще, как выяснилось, в правительстве под руководством Михаила Фрадкова до сих пор не пришли к консенсусу, в каком направлении должна развиваться экономика России.

И потому неудивительно, что Владимир Путин начал свое выступление с заявления, что самые актуальные социально-экономические задачи, включая конкретные национальные проекты, были названы еще в предыдущем послании.

Кого и куда «послали»

Нельзя не заметить, что верх в экономике стала брать бюрократия, занявшаяся строительством государственного капитализма в России. Заметил это и глава государства и дал жесткую отповедь в своем послании, заверив, что он за «либерализацию предпринимательского пространства». Но, как можно понять, при этом государство оставляет за собой контроль в стратегических отраслях и монопольное положение в сфере инфраструктуры.

Президент дал «однозначный сигнал, связанный с амнистией капитала, с упрощенным оформлением прав собственности, незыблемостью прав собственности», откликнулся на послание глава Минэкономразвития Герман Греф. На наш взгляд особенно важен следующий пассаж в президентском послании. «Если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция, — подчеркнул президент. — Вместо прорыва мы можем получить стагнацию, при этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации, все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей».

Таким простым решением, например, в экономике, можно считать и популистские предложения по использованию средств Стабилизационного фонда, чтобы залатать дыры от плохого планирования и управления. Что, кстати, поддерживается и руководством Свердловской области, также склонным к популизму.

Коснулся президент и стыдливо замалчиваемой проблемы, которая тормозит монетизацию льгот и в целом социальной сферы: низкий уровень доходов населения. Поставлена задача за три года в полтора раза увеличить реальные доходы учителей, врачей, работников культуры и военных. Во-первых, это продолжение давней линии президента на борьбу с бедностью. Во-вторых, вряд ли Россия может в дальнейшем претендовать на полноценное членство в «восьмерке» самых развитых стран мира, если в ней даже работающие граждане оказываются за чертой прожиточного минимума. Любопытна точка зрения кремлевского политтехнолога и всегдашнего комментатора президентских посланий Глеба Павловского. Он заявил, что нынешнее послание предназначено не элитам и не представителям крупного бизнеса, а «классу мелких собственников... Это те люди, которые считают Путина своим моральным лидером». Прежде всего, конечно, мелкий и средний бизнес.

Из комментария же первого вице-спикера Госдумы и видного партфункционера «Единой России» Любови Слиски можно понять, кого ее партия считает виновником бюрократизации экономики. «Правительство так и не набрало ту необходимую скорость, то качество, необходимое для обеспечения реализации послания президента», — резюмировала Л. Слиска. После чего сделала вывод, что «в ближайшее время, возможно, последуют кадровые замены в правительстве».

Сигнал принят

На что немедленно отреагировали в Свердловской области. Премьер Алексей Воробьев, понимая, что если начнут шерстить федеральное правительство, то доберутся и до регионов, желая заранее подстелить соломку, выступил с жестким заявлением на заседании областного правительства в день оглашения послания. «Отечество в опасности, — с пафосом произнес он. — Главный враг — «пятая колонна», внутренняя оппозиция всему здоровому, что есть в нашем государстве. Необходимо уничтожить «пятую колонну» и укрепить партийно-политическую систему государства».

Найдены уже и местные кандидаты в «пятую колонну». Это давний недруг Воробьева, вице-премьер по сельскому хозяйству Сергей Чемезов и областной министр по строительству и ЖКХ Александр Карлов. Отдача последнего

На заклание — это необходимое условие для перевода стрелок, так как прежде всего начнут спрашивать за недостатки в строительстве жилья. Насчет «укрепления партийно-политической системы государства» сказано тоже не случайно. Ведь президент предложил назначать губернаторами лидеров местных отделений партий, которые победили на выборах в региональный парламент. Воробьев же как раз лидер свердловских единороссов, и в 2006 году — выборы в Облдуму. И своим заявлением А. Воробьев сделал заявку на будущее губернаторство.

Удивительно удачно совпала по времени заявленная президентом в послании линия на союзничество с мелкими собственниками с присуждением Екатеринбургу «Золотого Меркурия» за поддержку мелкого и среднего бизнеса. К тому же у областного центра есть и активно реализуется Стратегический план, тогда как Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на днях признана негодной самим губернатором Росселем.


Другие материалы по теме: