«Российская газета» и Владимир Приозерских: Весенний марафон

4 мая 2005 (12:48)

Уральцы не поспевают за коммунальными тарифами

Не улеглись еще страсти, вызванные увеличением квартплаты в начале текущего года, как региональная энергетическая комиссия свердловской области известила о расчете тарифов на 2оо6-й. чем обусловлена эта «торопливость»? председатель РЭК свердловской области

Николай Подкопай информирует:

– В номере «Российской газеты» за 5 октября прошлого года был опубликован приказ Федеральной службы, определяющий изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в ближайшие два года для всех субъектов Российской Федерации. В конце прошлого года наша комиссия закончила работу над тарифами 2005 г. И теперь приступает к расчету цен гигакалорий и киловатт-часов на следующий год.

Российская газета: Жители области еще не уяснили причины роста тарифов года текущего. Люди спрашивают, из чего они складываются, откуда берутся?

Николай Подкопай: Возьмем для примера ситуацию с тарифами на электроэнергию. Экономически обоснованная себестоимость киловатт-часа для граждан составляет в нашем регионе 178 копеек. Самый высокий тариф, по которому расплачивается население, достигает 104 копеек. Спрашивается: а кто же компенсирует разницу? Промышленные предприятия. И это называется перекрестным субсидированием, которое, подчеркну, для истинно рыночной экономики неприемлемо. Поэтому стоит задача постепенно его ликвидировать. Иначе вряд ли удастся удвоить ВВП.

Три года назад, когда возникла РЭК в нынешнем ее виде, перекрестное субсидирование достигало на территории Свердловской области 24 процентов. Сегодня — только 13,2. Однако и в этом случае предприятия, фирмы, организации в течение года сообща заплатят дополнительно примерно 3 млрд. рублей. Это только за электроэнергию. А, кроме того, перекрестное субсидирование «выкачивает» средства предприятий за теплоснабжение. Здесь его доля составляет 19 процентов. В свою очередь, предприятия вынуждены компенсировать потери за счет повышения себестоимости своей продукции.

А чтобы не делать этого, нужно избавить их от лишних затрат на энергоресурсы. Другими словами, нужно принять экономически обоснованные тарифы для юридических и физических лиц, вопиющая диспропорция которых образовалась в ходе реформ 90-х годов. В принципе, это можно сделать одним махом. Но кто тогда гарантирует сохранение социальной стабильности? Очень уж резко вырастут платежи граждан.

Мы идем другим путем. Каким именно — поясню на примере.

Нынче тарифы на электроэнергию выросли в среднем по области на 8,7 процента. В том числе для населения — на 23 процента, ведь они должны постепенно приблизиться к реальной себестоимости.

Федеральный центр, кстати, предлагает решить проблему перекрестного субсидирования в течение 2006-2007 годов. Скорее всего, этот срок нереален...

А еще центр требует от регионов уже в 2005 году полностью компенсировать затраты в сфере ЖКХ за счет населения. Следовательно, Свердловской области предстоит сразу преодолеть 20-процентный барьер, поскольку жители оплачивали в 2004 году услуги ЖКХ только на 8о процентов. Власти региона решили не торопиться, нацелив население в 2ОО5-М лишь на оплату до процентов. Но и это обусловило рост платежей на 12,5 процента плюс инфляционная добавка. В итоге налицо почти 30-процентное их увеличение.

РГ: Однако из некоторых муниципальных образований области сообщают о 40 — 50-процентном и даже большем повышении коммунальных платежей...

Николай Подкопай: Да, такое есть. Люди по незнанию склонны

В этом обвинять РЭК, который, мол, слишком повысил тарифы. Реальные же причины, как правило, в другом.

Энергетическая комиссия, стараясь учитывать все производственные факторы, утверждает по возможности минимальный тариф, скажем, на гигакалорию. Замечу попутно: любое имеющее котельную предприятие — а их в нашей области около полутора тысяч — должно реализовать тепло-энергию только по утвержденным нами тарифам. Но вот сколько гигакалорий в условиях повсеместного отсутствия приборов учета расходования должна оплачивать каждая семья — определяют уже муниципалитеты. Они наделены правами устанавливать на территории муниципального образования так называемые нормативы потребления. Нередко нормативы эти завышаются, чтобы за счет потребителей «списать» потери из дырявых труб. А претензии адресуются РЭК...

Такое разделение полномочий, считаю, не на пользу людям. Вся цепочка формирования платежей должна быть в одних руках, тогда и ответственность станет более конкретной.

Мы не без тревоги ожидаем вступления в силу с начала 2006 года еще одного нововведения. Согласно ему, муниципальные чиновники получат право самостоятельно утверждать тарифы на услуги водоснабжения и водоотве-дения. Это, на мой взгляд, шаг преждевременный. Руководители муниципалитетов, как свидетельствует опыт, не готовы еще ответственно пользоваться такими полномочиями.


Другие материалы по теме: