«Ведомости», Юлия Федоринова, Глеб Столяров сообщают: Металлурги делят уголь

19 мая 2005 (14:16)

«Мечелу» надоело скандалить с Магниткой по вопросу развития шахты Уре-гольская, принадлежащей ММК. «Мечел» хочет выкупить у конкурента этот актив. Магнитка может согласиться на сделку и заработать на ней до $40 млн, говорят аналитики. Ведь осваивать залежи угля она не может без помощи своего конкурента.

Шахта Урегтьская (Кемеровская обл.) начала работать в 1997 г. Проектная мощность - 750 000 т угля в год с возможностью расширения добычи до 12 млн т. Промышленные запасы - 5 млн т. После банкротства владельца шахты она прекратила добычу и была затоплена.

Шахту Урегольская Магнитогорский метком-бинат (ММК) получил в 2003 г., пообещав инвестировать в восстановление производства 165 млн руб. и еще около 200 млн руб. - инфраструктуры. Добыча на Урегольской должна быть восстановлена этой весной. Но в реализации этого проекта Магнитка наткнулась на препятствие: он не смог пройти экологическую экспертизу. У Урегольской нет собственной дороги, и до нее не протянуты линии высоковольтной электропередачи. Правда, по соседству расположен разрез Сибиргин-ский, принадлежащий «Южному Кузбассу» (входит в Стальную группу «Мечел»), у которого с инфраструктурой все в порядке. Но помогать конкурентам «Мечел» не захотел. Когда владеющая лицензией на недропользование Урегольской компания «МетАл» попросила «Южный Кузбасс» разрешить использовать существующую дорогу, ей было отказано. А планы «МетАла» по строительству своей дороги и подводке электроэнергии к шахте вызвали недовольство жителей соседнего с шахтой поселка Чувашка.

Но на Магнитке в своих проблемах с Урегольской все равно винили «Мечел». «На весьма ограниченной территории пересеклись коммерческие интересы нескольких собственников, — говорил в феврале в интервью «Ведомостям» гендиректор, а ныне председатель совета директоров Магнитки Виктор Рашников. - К сожалению, не всегда в подобных ситуациях используются корректные способы конкуренции».

Вчера «Интерфакс» со ссылкой на источник в Кемеровской областной администрации сообщил, что недавно «Мечел» предложил Магнитке выкупить у нее Урегольскую. По его словам, пока на переговорах не достигнуто конкретной договоренности, так как стороны не сходятся в вопросе цены за шахту. Представители «Мечела» и Магнитки воздержались от комментариев на эту тему.

Зато еще два источника, знакомых с ходом переговоров двух компаний, подтвердили эту информацию «Ведомостям». «Мечелу» просто надоело спорить по поводу дороги и другой инфраструктуры, - говорит источник, близкий к «Мечелу». - В компании решили, что легче шахту вообще выкупить».

Магнитка и «Мечел» имеют огромный опыт решения подобных споров друг с другом. В 2004 г. менеджмент Магнитки, недовольный желанием «Мечела» участвовать в аукционе по продаже госпакета акций комбината (17,8%), разорвал контракт на поставки угля с группой. А в «Мечеле» считали, что Магнитка делала компании «мелкие пакости» в ходе подготовки к IPO в Нью-Йорке. У сотрудников группы были подозрения, что собственники Магнитки стоят за неким ООО «Нэрион», жаловавшимся в ФСФР на нарушение прав миноритариев «Мечелом» в самый разгар роуд-шоу. Под Новый год компании все же помирились. «Мечел» продал акции Магнитки структурам, близким ее менеджменту, и отказался от претензий к ним, а в начале года «Южный Кузбасс» возобновил поставки угля на Магнитку. Но на этот раз даже источники, близкие к обеим компаниям, затруднились предположить, пойдет ли Магнитка на продажу шахты. Ведь кроме нее и участка Куреинского месторождения у ММК других крупных угольных проектов нет.

Аналитики, впрочем, не исключают такую возможность. Аркадий Венедиктов из Rye, Man & Gor Securities считает, что ММК может согласиться продать Урегольскую, если «Мечел» заключит с комбинатом долгосрочные контракты на поставку угля. Денис Нуштаев из «Метрополя» оценивает стоимость Урегольской в 140 млн. А аналитик ОФГ Александр Пухаев отмечает, что для ММК продажа шахты будет вынужденной мерой, поскольку комбинат не сможет ее разрабатывать, не решив проблем с землеотводом для вывоза угля.

«Ведомости», Юлия Федоринова, Глеб Столяров отмечают: Ssang Yong заменит «Оку»

На конвейере Завода малолитражных автомобилей

«Северсталь-Авто» потратит большую часть средств, привлеченных в ходе IPO, на покупку 96,6% акций Завода малолитражных автомобилей в Набережных Челнах. В декабре на этой площадке компания начнет сборку Ssang Yong Rexton, а в 2007 г. здесь будут собираться уже четыре модели корейского автопроизводителя.

В «Северсталь-Авто» входят Заволжский моторный и Ульяновский автомобильный заводы. Выручка по МСФО в 2004 г. - 23,03 млрдруб, чистая прибыль - 1J42 млрд руб. В 2004 г. ЗМЗ продал 273 722 двигателя, УАЗ - 70 071 автомобиль.

Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в 2004 г. выпустил 41391 автомобиль «Ока», его чистая прибыль составила 129 млн руб. 143% акций предприятия принадлежит КамАЗу, еще 2$$% - правительству Татарстана.

Косвенные признаки того, что «Северсталь-Авто» намерена сделать ЗМА площадкой для производства автомобилей Ssang Yong, появились в начале весны. Тогда КамАЗ перевел свой пакет на «дочку» - «КамАЗ-Финанс», а сотрудник «Северсталь-Авто» Александр Корнейчук стал гендиректором предприятия. А на прошлой неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сказал, что КамАЗ и «Северсталь-Авто» могут совместно реализовать проект по сборке корейских внедорожников на мощностях ЗМА.

Но в «Северсталь-Авто» и на КамАЗе до последнего опровергали информацию о готовящейся сделке. Но вчера компании признались. Гендиректор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов объявил, что холдинг приобретает не только долю КамАЗа, но и долю правительства Татарстана. Таким образом, «Северсталь-Авто» консолидирует 99,6% акций ЗМА.

Этот пакет обойдется компании в $50 млн, сказал Швецов. Еще $25 млн пойдет на программу реконструкции площадки. На ЗМА будет установлено новое сварочное оборудование, дополнительное окрасочное и испытательное оборудование, а также сборочный конвейер производства фирмы Eisenman. «Источник финансирования - средства, привлеченные компанией в ходе недавнего IPO», — пояснил Швецов. По его словам, сделка будет закрыта до конца месяца. Представитель «Северсталь-Авто» уточняет, что пакет будет оплачен после того, как акционеры компании, в первую очередь Newdeal Investment, принадлежащая гендиректору «Северсталь-групп» Алексею Мордашову и Швецову, купят акции допэмиссии. Их размещение началось вчера. В ходе этой процедуры компания получит около $67 млн.

«Мы считаем заплаченную за ЗМА цену оправданной. К примеру, инвестиции Ford в завод во Всеволожске составили более $100 млн», - радуется Швецов. К плюсам ЗМА он относит то, что «это современный компактный завод, максимальная мощность которого при работе в две смены - 80 000 машин в год». На ЗМА есть и современная универсальная окрасочная линия, на которой возможно производить окраску автомобилей любых размеров.

На КамАЗе тоже довольны сделкой. «Мы решили продать ЗМА, поскольку концентрируемся на рынке коммерческого транспорта, - подтвердил это советник гендиректора КамАЗа Охат Урманов. - А в обновление производства «Оки» сейчас нужно вкладывать до $70 млн». Кроме пакета КамАЗа «Северсталь-Авто» приобрела и 25,3/о акций ЗМА у Республики Татарстан.

Собирать Rexton в Набережных Челнах «Северсталь-Авто» начнет уже в декабре, рассказал Швецов. Их будет собираться до 10 000 шт. в год, а стоить они будут от $25 000. А вот судьба «Оки» пока не решена. «Мы не будем искусственно закрывать ее производство, все решит рынок, -заявил Швецов. - По нашей оценке, машина проживет еще 2-3 года». Зато кроме Rexton на заводе в Набережных Челнах будут выпускаться еще три модели Ssang Yong: два внедорожника и один мини-вэн. «Запускать машины в производство мы будем каждые полгода, - обещает Швецов. - Инвестиции в запуск каждой составят около $5 млн». Второй машиной станет более легкий и дешевый автомобиль, мировая премьера которого состоится в июне этого года. В Челнах его начнут собирать ровно через год, а со временем объемы производства будут доведены до 25 000 в год. «Затем последует более спортивный автомобиль для молодежи в объемах около 5000 в год», — обещает Швецов. На остальных производственных мощностях завода в Набережных Челнах «Северсталь-Авто» намерена собирать автомобили других иностранных брэндов, поиск которых уже идет.

По мнению старшего аналитика компании «УралСиб» Вячеслава Смо-льянинова, покупка ЗМА обошлась «Северсталь-Авто» достаточно дешево - $56 млн с учетом долгов. «Там есть современная покрасочная линия, сборочный конвейер, готовая инфраструктура и площади для установки еще одного конвейера», - говорит он. Но планы по продаже 10 000 Rexton в 2006 г. при цене от $25 000, а также по постановке новой модели ежегодно он называет «смелыми»: «Все зависит от того, какими темпами будет расти российский авторынок в ближайшие несколько лет».


Другие материалы по теме: