«Российская газета» и Владимир Калманекий сегодня: Нет монет

24 мая 2005 (12:18)

Финансовое положение транспортников в ходе реформы льгот стало еще хуже

С июля стартует следующий за начальным этап реализации федерального закона о реформировании социальных льгот. В уральском федеральном округе процесс контролирует специальный штаб при полномочном представителе Президента РФ. Штаб и рассмотрел ситуацию на конец мая, чтобы выявить актуальные проблемы.

Положение регионов УрФО изучалось в двух аспектах: реальная доступность транспортных льгот и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Если бы первым был заслушан отчет о проделанной работе заместителя председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Западновой, то наверняка возникло б ощущение полного благополучия. Оно не исчезло и после доклада заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александра Мещерина. По их словам, на вверенных территориях почти никаких проблем. Всем льготникам вручены единые социальные проездные билеты. Автотранспортные предприятия финансируются в полном объеме и регулярно... Короче говоря, реализация закона идет вполне гладко. Имеется, правда, одинаковая для обоих регионов проблема, но она, что называется, из другой оперы: не успевают здесь снабжать всех желающих инвалидными колясками. Эти технические средства реабилитации инвалидов теперь идут через федеральный центр, поэтому и задержки. Когда регион приобретал их за свои средства, такого не случалось...

Зато полнейшим диссонансом звучали отчеты из других регионов УрФО. Особенно когда слово брали представители автотранспортных структур, имеющих прямое отношение к исполнению 122-го закона. Мрачную картину, к примеру, нарисовали руководитель Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Андреев, президент союза автотранспортных предприятий Свердловской области Валерий Барабаш, руководители организаций-перевозчиков. Они делают однозначный вывод: посредством реформы

льгот замысливалось резкое повышение эффективности работы автопредприятий, а на деле получается с точностью до наоборот. Их финансовое положение стало еще хуже. Льготники пользуются транспортом кто, как прежде, бесплатно, кто за полцены, а кто – по единым проездным. Предоставляющие же им услуги предприятия не получают ни бюджетных дотаций, ни денег непосредственно от пассажиров.

– Недавно мы проверили деятельность 15 пассажиропере-возочных автопредприятий области, — говорит Валерий Барабаш. – Все до единого они нынче убыточны.

– Моя автоколонна на сегодня имеет 6/о-тысячные убытки,

– констатирует представитель Зауралья. – Это еще с учетом того, что часть из них покрыта за счет доходов от междугородных рейсов, где сравнительно мало льготников...

К слову сказать, заместитель губернатора Курганской области признал, что, по его выражению, выпадающие доходы автотранспортных предприятий региона компенсированы лишь процентов на /о. Имеется в виду первый квартал 2005 года. С наступлением весны потери транспортников увеличатся из-за сезонного роста пассажиропотока, а их компенсация под вопросом.

Руководитель региональногоуправления автодорожного надзора Виктор Андреев резюмирует:

– Если положение не изменится, то в скором времени муниципальный автотранспорт в регионе прекратит свое существование. Ведь он в основном занимается перевозкой пассажиров-льготников, от которых несет ныне колоссальные убытки. Нет денег ни на горючее, ни на запчасти. Не говоря уж о приобретении новых автобусов.

Направляемые из федерального бюджета средства где-то застревают, не доходят до транспортников. Где?

– Постараемся в ближайшее время это выяснить, – реагирует на череду жалоб заместитель полпреда президента РФ вУрФО Виктор Басаргин. – Они, похоже, зависают в региональных и муниципальных бюджетах...

Как считают эксперты, на истекающем начальном этапе реализации закона о реформировании льгот жизнь транспортникам усложнило отсутствие собственно монетизации. Ожидания не сбылись. Ведь планировалось натуральные льготы заменить денежным эквивалентом. Дескать, каждый входящий в салон автобуса пассажир должен платить наличными. А небольшие дотации из муниципальных или региональных бюджетов если и останутся, то лишь ради того, чтобы разных форм собственности автоперевозчики могли назначать приемлемые для населения цены проезда. Однако по истечении пяти месяцев действия нового закона льготники предъявляют автобусным кондукторам проездные билеты, которые часто являются никем не оплаченными бумажками. Власти многих муниципальных образований еще в начале года заявили о сохранении натуральных льгот для своих льготников. Но по старой недоброй традиции медлят с перечислением компенсационных сумм транспортникам. Может, таким образом подкапливают средства, чтобы начать реальную монетизацию? Максимум с начала 2006 года, согласно тому же 122-му закону, все натуральные льготы должны исчезнуть, их нужно заменить деньгами. А с первого июля должны определиться транспортные льготники федерального регистра. Им предстоит сделать выбор между единым социальным налогом и его рублевым эквивалентом. Судя по всему, во многом от выбора этого зависит судьба автоперевозчиков. Однако до этого момента им надо суметь дожить...


Другие материалы по теме: