«КоммерсантЪ»Юрий Дорохов о конкуренции: Атака на Москву

27 мая 2005 (14:26)

Региональные рестораторы начинают экспансию на столичный рынок

Вчера екатеринбургская ресторанная сеть «Малахит» открыла в Москве ресторан «Сандей». Это первый выход свердловских рестораторов на столичный рынок. В «Малахите» заявляют, что планируют расширить свою сеть в Москве. По подсчетам экспертов инвестиции в новый проект составили не менее $600 тыс. В перспективе «Малахит» планирует экспансию в Санкт-Петербург. Участники рынка указывают, что емкость столичного рынка намного выше, чем уральского, и ожидают в ближайшем будущем начала экспансии региональных ресторанных операторов в Москву.

До последнего времени екатеринбургские рестораторы были целиком сосредоточены на освоении местного рынка. Это неудивительно — ведь спрос на их услуги намного превышает предложение. Так, по данным исследования «Кухня на любой вкус», проведенного комитетом по товарному рынку Екатеринбурга, в городе работает 32 ресторана, и для насыщения спроса требуется еще 132 ресторана на 6,6 тыс. мест. Большая емкость рынка привлекает на Средний Урал столичные компании — так, 3 заведения в Екатеринбурге открыл крупнейший московский (и российский) ресторанный оператор «Ростикс Групп», еще одно принадлежит санкт-петербургской компании «Тинькофф», два года проработала столичная сеть «Баскин Робинс». Но появление столичных компаний не привело к вытеснению местных игроков. Напротив, они сами начали экспансию на столичный рынок. Первой это сделала екатеринбургская сеть ресторанов «Малахит».

Екатеринбургское ООО «Малахит» управляет сетью из 7 ресторанов, в том числе «Сандэй», «Бо-Бо», 5 клубов, в том числе «Диван», «Истерика» и фаст-фудов «Мак-Пик». По данным „Ъ”, одним из участников ООО «Малахит» является гендиректор компании Анна Кузнецова. По неофициальным данным, «Малахит» близок к менеджменту медного холдинга УГМК.

Вчера «Малахит» открыл в Москве свой ресторан «Сандэй» (одноименный екатеринбургскому ресторану, принадлежащему сети). Как рассказал корреспонденту „Ъ” представитель компании Ян Новицкий, реализация этого проекта началась около года назад. Площадь нового ресторана составляет 560 кв. м, в нем около 200 посадочных мест. Заведение будет работать в формате free flow (еда готовится на глазах у посетителей). По словам господина Новицкого, в ресторане будут представлены итальянская, русская и японская кухни, средняя стоимость чека составит от $15 до $30 (категория casual dining).

В компании отказались называть затраты на реализацию проекта и сроки его окупаемости, ссылаясь на коммерческую тайну (по сведениям „Ъ”, средняя сумма инвестиций в 1 кв. м ресторанной площади в Москве составляет $100-150). Зато сообщили, что планируют расширять свое присутствие на столичном рынке. По сведениям „Ъ”, речь идет об открытии еще двух ресторанов в Москве и одного в Санкт-Петербурге.

Уральские участники рынка считают, что Москва привлекла «Малахит» относительно невысоким уровнем конкуренции. «На столичном рынке проще закрепиться, чем на екатеринбургском», — считает директор екатеринбургского ресторана «Вечера на хуторе» Олег Ананьев. По его мнению, спрос на услуги рестораторов в Москве намного выше, чем в провинции — это объясняется высокой покупательской способностью населения (средняя зарплата в Москве составляет 17,7 тыс. руб., а в Екатеринбурге около 7, 4 тыс. руб. — „Ъ”).

Столичные наблюдатели ожидают, что на московский рынок придут новые провинциальные операторы. До сих пор подобное случалось редко — опрошенные „Ъ” наблюдатели смогли вспомнить лишь новосибирский ресторан «Гриль-мастер». «Сюда пытались прийти кемеровцы, есть ресторан, которым владеет пермская компания — пожалуй, и все», — отметила гендиректор московского Фонда развития индустрии питания «Золотой журавль» Валерия Провоторова. Но при этом она отметила, что «многие региональные компании уже переросли московские по уровню сервиса и по качеству менеджмента, так что они вполне конкурентоспособны». По ее мнению, московский рынок насыщен лишь на 30%-50% и спрос растет (по данным «Роскона», на 15-20% ежегодно), так что дорога в Москву для региональных компаний открыта», — отметила госпожа Провоторова.


Другие материалы по теме: