«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко отвечают: И кто же хозяин в доме?..

2 июня 2005 (13:00)

Уже три месяца мы прожили с новым Жилищным кодексом (ЖК вступил в силу 1 марта с. Г.), Но государственная машина фактически не ушла со стартовой линии, и полномасштабная реформа коммунального хозяйства в пределах страны практически не начиналась.

Такой вывод можно сделать по материалам правительственного часа, прошедшего на днях в Государственной Думе на тему «коммуналки». Кабинет министров, оказывается, до сих пор не подготовил пакет документов, которые бы устанавливали параметры реализации положений ЖК. Всего требуется, посчитали эксперты, порядка 220 таких актов. Часть из них, конечно, можно разрабатывать и год, но без 15—20 основных ни жить, ни работать по кодексу абсолютно нельзя.

Скажем, как поступать, задумав делать ремонт своей квартиры с перепланировкой? По каким параметрам высчитать жилищную субсидию? Не определена тарифная политика. Нет единых правил исчисления амортизации жилкомплекса для создания справедливых условий в формировании товариществ собственников жилья. Не продуманы механизмы возникновения управляющих компаний по содержанию жилищного фонда. В обращениях в «Вечёрку» звучат и такие вопросы: как использовать подвалы, чердаки; за счёт чего благоустроить придомовую территорию; что необходимо сделать для ремонта подъезда etc.

Увы, вслед за федеральными властями не переусердствовали в создании условий реформе и власти региональные. Так, свердловские областные депутаты и чиновники никак не могут определиться с нормативами по субсидиям, по расчётным стандартам и параметрам возникновения прав на льготу и проч. К слову, чем дальше область будет оттягивать вопросы реформирования коммунального хозяйства в соответствии с новым ЖК, тем глубже регион увязнет в проблемах. Уже сейчас среди субъектов Федерации, входящих в урфо, в Свердловской области самая плачевная ситуация с обновлением фондов коммуналки. И едва ли легко будет находить в такой ситуации тех, кто готов взять на себя бремя содержания жилфонда.

Действительно, затягивание с государственными нормативно-распорядительными документами стопорит главное, ради чего коммунальная реформа и затеяна, — приход в сферу на основе конкуренции именно хозяина этой площадки и того хозяина (нас с вами, собственников либо нанимателей квартир), который будет платить именно за те услуги, которые ему оказаны, и если оказаны они качественно.

«Но кто-то же должен взять инициативу в свои руки!» — воскликнет читатель.

Как это часто бывает, не боятся ответственности те, кто не понаслышке знает проблемы и готов их разрешать. Координационный совет стратегического развития Екатеринбурга под председательством Аркадия Чернецкого рассмотрел на днях проект, который предполагает, что вскоре в уральской столице каждый многоквартирный дом обретёт хозяина.

Сначала — в лице собственников жилья. Как и предписывает ЖК, это те, кто приватизировал свои квартиры; а во-вторых — муниципалитет (ведь около 35 процентов жилфонда в Екатеринбурге принадлежит городу — неприватизированные квартиры, социального найма). А дальше эти собственники домов должны самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая возьмёт на себя всю ответственность за качество и своевременность предоставления жилищно-коммунальных услуг. Плюс системы именно в подомовом управлении, когда каждый дом заключает с компанией отдельный договор.

На первом этапе в Екатеринбурге будет создано 14 управляющих компаний. Это отнюдь не муниципальные предприятия; уход от централизации будет стимулировать конкуренцию. А значит, у горожан будет богаче выбор на «сохозяина». Всю оргработу по внедрению новой системы управленияжилфондом, мэрия рассчитывает провести до 1 марта 2006 года. Проект — а название он имеет очень точное: «Хозяин дома» — в ближайшее время будет представлен Программному совету стратегического развития и главе Екатеринбурга на утверждение.


Другие материалы по теме: