«Областная газета» и Анатолий Холодилин возмущаются: Не можем ждать!

21 июня 2005 (13:26)

«...Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам — инвалидам, пенсионерам, сиротам, с тем чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными», — из Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ.

По данным Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых, в нашей области проживает более 10000 человек с ограниченными возможностями зрения. Каждый из них нуждается в том или ином средстве реабилитации, определенной услуге. В минувшие годы, когда вопросы социальной поддержки инвалидов практически находились в ведении регионов, слабовидящим людям областным правительством предоставлялось более десяти технических средств реабилитации. С введением закона о монетизации ситуация изменилась. Распоряжением правительства РФ 1343-Р от 21.10.2004 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Для инвалидов по зрению предусмотрены трости тактильные и опорные, собаки-проводники с комплектом снаряжения и их ветеринарное обслуживание, книги со специальным рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также прибор для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, представляющий собой металлическую раскладную пластину с отверстиями для написания букв. Сам по себе этот прибор не представляет никакой ценности. А вот специальную плотную бумагу и грифель (подобие ручки с наконечником в виде иглы), в чем более всего нуждаются инвалиды по зрению, в этом перечне не предусмотрели.

Впрочем, с первого взгляда и так видно, что права слабовидящих людей данным распоряжением федерального правительства несколько ущемлены. С этим мнением председателя Свердловской областной организации ВОС Марии Юдиной согласен и заместитель директора Департамента развития социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития РФ А.М.Панов. В своем ответе на ее возмущенное письмо он пишет, что «первоначальная редакция Перечня предусматривала более широкий круг технических средств реабилитации и услуг, в том числе тифло-средств. Однако при согласовании с заинтересованными министерствами данный Перечень подвергся определенному сокращению».

Интересно, что же это за заинтересованные министерства, которые оказались более тотально слепы, чем люди, нуждающиеся в этих самых средствах реабилитации?

Таковыми, похоже, являются и сами чиновники ведомства Михаила Зурабова. Разрабатывая Перечень, они даже не посоветовались с теми, о ком призваны заботиться. Глядишь, появились бы в нем очки, которые необходимы слабовидящему так же, как тотально слепому трость. Обязательно были бы предусмотрены говорящие часы и тонометры, термометры и бытовые весы.

Более всего вызывает возмущение у незрячих отсутствие в Перечне диктофонов и тифло-магнитол. В первых особенно нуждаются студенты-инвалиды по зрению и работники интеллектуального труда (юристы, программисты, учителя). Ведь не все из них, особенно поздноослепшие, владеют техникой письма и чтения по Брайлю. А вторые необходимы каждому, чтобы слушать звуковые книги, быть в курсе мировой литературы. И просто владеть необходимой информацией. Я уже не говорю о компьютерах, оснащенных синтезатором речи.

В будущем, делает предположение в своем ответе А.М.Панов, предложения Марии Юдиной при корректировке данного Перечня, возможно, будут учтены. Для этого Департаменту необходимо собрать некоторые статистические сведения. Пока же, советует он, инвалидам по зрению следует надеяться на органы государственной власти Свердловской области, которые могут устанавливать дополнительные льготы для такой категории людей. А еще на «ежемесячные денежные выплаты инвалидам взамен предоставления отдельных видов льгот, в том числе и по предоставлению тиф-лосредств».

Последний аргумент удивляет более всего. Ни Мария Юдина, ни ее коллеги не могут понять, в каких ценах правительственные чиновники рассчитывали компенсацию затрат на оплату радио и телефона, проезд в общественном транспорте и покупку лекарств (стоимость некоторых из них составляет от 500 до 1500 рублей), не вошедших в бесплатный перечень. А теперь, оказывается, еще и на приобретение технических средств реабилитации . Явно не в сегодняшних. При этом игнорируется Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». А там черным по белому написано, что технические и иные средства реабилитации и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.

Не хочется драматизировать сложившуюся ситуацию. Но об одном скажу. Большинство тех, кто проводит свою жизнь сегодня в темноте, оценивают «заботу» правительства РФ однозначно: спасение утопающего — дело рук самого утопающего.


Другие материалы по теме: