Рынок страхования: слабых вынудят уйти

Федеральное правительство предпринимает меры для централизации региональных рынков страховых услуг.

Юрий РЫБАЛЬЧЕНКО

Федеральное правительство на протяжении последних лет проводит политику, направленную на ужесточение контроля над отечественным страховым рынком. Одним из основных элементов этой политики, отмеченным как экспертами рынка, так и независимыми наблюдателями, является стремление к сокращению числа самостоятельных игроков за счет укрупнения существующих компаний, поощрения их слияний и поглощений, а также постепенного вытеснения с рынка игроков, контроль над которыми затруднен.

Достижению этой цели способствует целый ряд законов и поправок в действующие нормативные акты, принятых по представлению Правительства РФ. Примером может служить закон об изменении сходных названий страховых компаний (согласно действующей редакции закона «Об организации страхового дела в РФ», вступившей в силу 17 января 2004 года, страховщики не вправе частично или полностью использовать в своем наименовании название другого субъекта страхового рынка (за исключением дочерних и зависимых компаний). Изменения в учредительные документы, связанные со сменой наименований, страховщики должны внести до 17 июля 2005 года).

По мнению экспертов рынка, данный закон направлен, в первую очередь, против небольших страховых компаний, использовавших в своих названиях раскрученные федеральные бренды. Следствием его применения может стать сокращение числа мелких и, в первую очередь, региональных страховых компаний.

Так, генеральный директор Межрегионального страхового соглашения Семен Акерман прогнозирует уход с рынка в 2005 году порядка 500 фирм, в основном, именно по причине принятия этого закона. «Около 80% российских страховых компаний имеют повторяющиеся названия, а значит, какие-то организации вынуждены будут оставить эту сферу деятельности», – отметил Семен Акерман.

Одной из мер, которую эксперты уже отнесли к разряду способов уменьшить количество игроков рынка страхования, является внесение поправок, направленных на увеличение уставного капитала страховых компаний. Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусматривает, что до 1 января 2007 года все страховые компании РФ поэтапно должны увеличить свой уставный капитал в зависимости от тех видов страхования, на которых они специализируются. Компании, предлагающие высокорисковые программы страхования (например, страхование имущества), должны будут иметь в уставном капитале не меньше 30 миллионов рублей. Компании, предоставляющие программы страхования жизни – 60 миллионов рублей. А компании, занимающиеся перестрахованием, для продолжения деятельности, должны будут иметь собственный уставный капитал в размере не менее 120 миллионов рублей.

Представители Росстрахнадзора, говоря о новых положениях законодательства, указывают на необходимость увеличения уставного капитала страховых компаний как о мере, позволяющей стабилизировать ситуацию в страховом бизнесе и обезопасить население от банкротств и противозаконных махинаций страховщиков.

Уже в 2004 году страховщики были озабочены проблемой соблюдения требований новой редакции закона «Об организации страхового дела в РФ». Тогда компании должны были также выполнить требование об увеличении капиталов. Важнейшим следствием действия нового закона стало сокращение числа страховщиков, именно за счет компаний, не выполнивших требование закона об увеличении минимального уставного капитала до 1 июля 2004 года. Несмотря на то, что лицензий были лишены около 200 компаний, страховщики уверены, что сокращение игроков на страховом рынке будет продолжаться в дальнейшем.

мнение иностранных экспертов

Закон об увеличении уставного капитала стал одним из факторов, на основании которых международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s сделало вывод о том, что российские страховые компании работают в зоне постоянного риска. Именно непредсказуемость регулирующих органов, по мнению экспертов компании, негативно влияет на устойчивость рынка услуг страхования, благодаря которой любой страховщик может лишиться лицензии. «В России деятельность регулирующих органов малоэффективна, а их решения непредсказуемы и не всегда обоснованы. Кроме того, процесс принятия решений не отличается последовательностью», – говорится в докладе агентства. В качестве примеров рейтинговое агентство приводит закон о повышение маржи платежеспособности с 2007 года.

Для того, чтобы повысить свою финансовую устойчивость, российские страховые компании должны реагировать на неопределенности в государственной нормативной и правовой сферах, говорится в отчете. Как отметил кредитный аналитик Standard & Poor’s Дэвид Лэкстон, нормативная и правовая системы, а также система бухгалтерского учета, являющиеся основополагающими элементами рейтингового анализа, в России очень уязвимы. «В то же время не наблюдается государственной поддержки, необходимой для изменения сложившейся ситуации», – отметил аналитик S&P.

В результате сейчас рейтинг международных агентств имеют только четыре компании, работающие в России.

мнение страховых компаний

Комментируя принятие данных поправок, специалисты ОАО «Росгосстрах» заявили, что закон об увеличении уставного капитала страховыми компаниями разработан для того, чтобы повысить степень ответственности страховых компаний, защитить клиентов от потери денег в случае их краха. Однако, по словам представителей компании, реализация данного закона потребует значительных усилий со стороны компаний-страховщиков. В «Росгосстрахе» признали, что многие небольшие компании, не сумевшие увеличить собственную капитализацию, вынуждены будут уйти со страхового рынка. В первую очередь, это коснется именно региональных компаний, не имеющих собственной ресурсной базы в лице кредитных учреждений. Они будут вынуждены либо стать филиалами крупных, в том числе и федеральных страховщиков, либо исчезнуть. «Согласно новому закону, клиенты страховых компаний, прекративших свое существование, будут передаваться другим, более крупным компаниям», – сообщают специалисты ОАО «Росгосстрах».

В сложившейся ситуации многие участники рынка страхования считают, что новый закон приведет к уменьшению числа игроков в этой области бизнеса. «В результате принятия новых требований к страховщикам, часть компаний вынуждена будет уйти с рынка. Это касается, в первую очередь, организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере медицинского страхования», – заявил заместитель директора ООО «Дормедсервис» Олег Крохолев. По его словам, сборы по статье «добровольное страхование здоровья» достаточно велики, но доходы от обязательного страхования, наоборот, крайне низки. Поэтому, многие «медицинские» страховые компании не смогут поднять долю уставного капитала до необходимых размеров.

Комментируя закон, Олег Крохалев заявил, что такое ужесточение контроля работы страховых компаний, скорее всего, приведет к монополизации рынка. По его мнению, многие решения государственных органов направлены на расчистку страхового рынка с целью усиления более крупных, возможно, московских компаний, на его консолидацию.

Его точку зрения поддерживает исполнительный директор ООО «Уралрос» Владимир Хвалько. Он также заявил, что сейчас в России складывается монопольная система, так как в первую очередь рискуют быть исключенными из страхового пространства РФ небольшие компании, а также те, кто не сбалансировал свой портфель услуг.

По мнению исполнительного директора компании «Уралрос», самыми ненадежными являются страховые компании, занимающиеся только одним видом страхования. Они исчезнут в первую очередь, так как, по словам Владимира Хвалько, сейчас рынок активно развивается, поэтому привлечение денежных средств при ориентации на некоторые отрасли становится все более сложной задачей. В результате растет ненадежность компаний, выбравших только такую отрасль. «Сегодня неприбыльным видом деятельности становится ОСАГО. Вследствие повышения стоимости автомобилей, в этой отрасли все больше возрастает сумма материального ущерба. По этой же причине сложнее становится привлечение необходимой суммы денежных средств. Поэтому если компании, занимающиеся ОСАГО, не будут параллельно развивать иные виды страхования, им придется уйти с рынка», – считает Владимир Хвалько.

Представители Союза страховщиков «Белый соболь», поддерживая Росстрахнадзор, считают, что мера по увеличению уставных капиталов направлена на повышение финансовой устойчивости страховщиков. Однако в союзе страховщиков отмечают, что ее реализация потребует значительных усилий со стороны компаний-страховщиков, а многие компании будут вынуждены объединиться, а часть – уйти с рынка.

Уже сейчас делаются пессимистические для страховщиков различных регионов прогнозы. Например, по словам и.о. руководителя инспекции страхового надзора по СФО Николая Семенова, 52% сибирских страховых компаний имеют капитал менее 30 миллионов рублей. Между тем, по мнению замруководителя инспекции страхового надзора по СФО Юрия Сидоренко, по государственным нормативам, для развития того же страхования жизни после 2007 года СК будет необходим капитал в два раза больше. Поэтому, как отметил Николай Семенов, в течение двух следующих лет будет проходить естественный отбор СК, в результате которого число компаний уменьшится вдвое как в целом в СФО, так и в Иркутской области в отдельности. Уральские страховщики пока отказываются делать количественные прогнозы.

Выводы

Таким образом, сторонние эксперты, аналитики и участники рынка полагают, что введение новых мер по ужесточению правил игры на рынке услуг страхования приведет, во-первых, к уменьшению числа действующих компаний, а во-вторых, к монополизации страховой деятельности крупными игроками, способными аккумулировать достаточные объемы средств для увеличения собственного капитала. Параллельно может пройти процесс постепенного вытеснения с рынка узкоспециализированных страховых компаний путем их поглощения или вытеснения крупными универсальными корпорациями, способными диверсифицировать собственные риски. В этой ситуации особенно уязвимыми становятся региональные страховые компании, не способные конкурировать с федеральными корпорациями ни по объемам собственных средств, ни по количеству привлеченных клиентов. Эксперты полагают, что следствием этого может стать поглощение успешных региональных компаний крупными федеральными холдингами или их полное вытеснение со страхового рынка.


Другие материалы по теме: