С 2006 года вступит в силу закон об общих принципах организации местного самоуправления, который изменит финансовые отношения между губернаторами и мэрами
28 июня 2005 (09:32)
С 2006 г. вступит в силу закон об общих принципах организации местного самоуправления, в результате которого изменятся взаимоотношения между региональными властями и муниципалитетами. Группа из 15 депутатов – «единороссов» внесла в Государственную Думу поправки к этому закону, которые радикально изменят и финансовые отношения между губернаторами и мэрами. Предполагается, что все изменения начнут действовать одновременно – с 1 января 2006 г.
Вместо финансовой помощи, которая сейчас по специальной формуле распределяется между муниципальными образованиями, муниципалитеты смогут рассчитывать на определенную долю собранных на их территории налогов, следует из поправок. Реформа коснется лишь той части налоговых доходов, которая сейчас остается в консолидированном бюджете региона. Налоговые «доли» должны быть закреплены конкретно за каждым городом или поселком. Депутаты предлагают не менять их до 2011 г. Так, если муниципалитет ежегодно получает 1 млн. руб. финансовой помощи, эту сумму можно компенсировать, отдав ему 0,5% ставки налога на прибыль, собранного на этой территории, 10% подоходного налога и т. д., поясняет один из авторов поправок, заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Виталий Шуба. Муниципалитет, по его мнению, должен самостоятельно договориться с региональными чиновниками о том, сколько и каких налогов будет идти в его доход. «Благодаря этому у местных администраций появится заинтересованность в развитии своей налоговой базы», – полагает депутат. Ведь сбор налогов в отличие от дотаций из бюджета «можно наращивать за счет собственных усилий», соглашается эксперт Центра фискальной политики Александр Дерюгин.
По закону если доходы какого-то муниципалитета в расчете на одного жителя превышают средний в его регионе доход больше чем вдвое, успешный мэр должен отдать половину «излишков» для перераспределения между бедными соседями. Депутаты хотят снизить этот порог с 2 до 1,3. «А значит, достаточно собрать всего на 30% доходов больше среднего, чтобы пришлось делиться, – объясняет мэр одного из подмосковных городов.— То есть чем больше мы соберем, тем больше отдадим». По его мнению, под новый критерий подпадает большинство развитых городов.
Зато у регионов будет «гораздо больше возможностей для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов», замечает А. Дерюгин. Дело в том, что «изъятые» у муниципалитетов-доноров деньги региональные чиновники смогут потратить по закону только на финансовую помощь более бедным территориям, объясняет эксперт. По расчетам А. Дерюгина, донорами смогут стать не более 10% российских городов и поселков.
Как пишет газета «Ведомости», в Минфине от комментариев отказались. В неофициальной беседе чиновник ведомства признался, что эти поправки на самом деле написаны в Минфине и согласованы с правительством. Сегодня депутатский законопроект рассмотрит Совет Думы.
Вместо финансовой помощи, которая сейчас по специальной формуле распределяется между муниципальными образованиями, муниципалитеты смогут рассчитывать на определенную долю собранных на их территории налогов, следует из поправок. Реформа коснется лишь той части налоговых доходов, которая сейчас остается в консолидированном бюджете региона. Налоговые «доли» должны быть закреплены конкретно за каждым городом или поселком. Депутаты предлагают не менять их до 2011 г. Так, если муниципалитет ежегодно получает 1 млн. руб. финансовой помощи, эту сумму можно компенсировать, отдав ему 0,5% ставки налога на прибыль, собранного на этой территории, 10% подоходного налога и т. д., поясняет один из авторов поправок, заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Виталий Шуба. Муниципалитет, по его мнению, должен самостоятельно договориться с региональными чиновниками о том, сколько и каких налогов будет идти в его доход. «Благодаря этому у местных администраций появится заинтересованность в развитии своей налоговой базы», – полагает депутат. Ведь сбор налогов в отличие от дотаций из бюджета «можно наращивать за счет собственных усилий», соглашается эксперт Центра фискальной политики Александр Дерюгин.
По закону если доходы какого-то муниципалитета в расчете на одного жителя превышают средний в его регионе доход больше чем вдвое, успешный мэр должен отдать половину «излишков» для перераспределения между бедными соседями. Депутаты хотят снизить этот порог с 2 до 1,3. «А значит, достаточно собрать всего на 30% доходов больше среднего, чтобы пришлось делиться, – объясняет мэр одного из подмосковных городов.— То есть чем больше мы соберем, тем больше отдадим». По его мнению, под новый критерий подпадает большинство развитых городов.
Зато у регионов будет «гораздо больше возможностей для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов», замечает А. Дерюгин. Дело в том, что «изъятые» у муниципалитетов-доноров деньги региональные чиновники смогут потратить по закону только на финансовую помощь более бедным территориям, объясняет эксперт. По расчетам А. Дерюгина, донорами смогут стать не более 10% российских городов и поселков.
Как пишет газета «Ведомости», в Минфине от комментариев отказались. В неофициальной беседе чиновник ведомства признался, что эти поправки на самом деле написаны в Минфине и согласованы с правительством. Сегодня депутатский законопроект рассмотрит Совет Думы.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Совет Федерации одобрил закон «Об общих принципах организации местного само ...
- Доходная часть бюджета Екатеринбурга-2006 снизится за счет исключения сборо ...
- «Ведомости»: Регионы опасаются, что проект бюджета-2004 еще больше увеличит ...
- Госдума вводит переходный период для реализации реформы местного самоуправл ...
- «Областная газета» и Андрей Каркин ведут «Поиск золотой «бюджетной середины ...