Аттестация специалистов рынка ценных бумаг может быть поручена cаморегулируемым организациям
29 июня 2005 (08:31)
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вскоре может лишиться полномочий по аттестации специалистов рынка ценных бумаг. Вчера Правительство внесло в Государственную Думу соответствующие поправки в законы «О рынке ценных бумаг» и «Об инвестиционных фондах».
Главной задачей законопроекта является снижение административной нагрузки на участников рынка ценных бумаг, института коллективного инвестирования и оценщиков. В соответствии с этой формулировкой и предлагается лишить ФСФР избыточных и дублирующих функций.
Эксперты поддерживают данное решение Правительства. «Переложить полномочия по аттестации специалистов рынка ценных бумаг с ФСФР на другие организации – это здравая идея, но только в том случае, если этими организациями будут саморегулируемые организации (СРО)», – заявил УрБК начальник отдела доверительного управления инвестиционной финансовой компании «Уником Партнер» Дмитрий Черных, комментируя инициативу Государственной Думы РФ.
По его мнению, в результате предложенной реформы необходимо избежать ситуации, когда аттестация становится просто «формальностью», чтобы получить место в инвестиционной компании. «Российский фондовый рынок развивается из года в год, финансовые инструменты усложняются, растет капитализация рынка, а вместе с ней и ответственность профучастников. Чтобы качество аттестации осталось на должном уровне, следить за ним должно либо ФСФР, либо сами профучастники, которые контролируют СРО», – считает Д. Черных.
Он также отметил, что отнять у ФСФР функции по разработке нормативов для эмитентов ценных бумаг – это очень грубая ошибка. «Российский фондовый рынок достаточно далек от рынков развитых стран по уровню инфраструктурных рисков. Чтобы эти риски снизить, необходимо в том числе и заставлять российские компании, акции и облигации которых обращаются на рынке, быть более прозрачными, регулярно выпускать финансовую отчетность по международным стандартам, придерживаться общепризнанных корпоративных процедур принятия решений и т.п. Только если компания соответствует этим требованиям, она может использовать фондовый рынок для привлечения капитала», – пояснил Д. Черных.
«Эти требования должны устанавливаться непосредственно регулятором рынка ЦБ при поддержке со стороны Минфина и Минэкономразвития. В условиях развивающегося фондового рынка не совсем правильно акцент делать на снижение административного давления на профучастников. Наоборот, со стороны государства необходим тщательный контроль за финансовым сектором экономики. Акцент нужно сделать на другое – функции надзора передать полностью государству, а нормотворческие функции отдать профучастникам, поскольку именно они своевременно осознают необходимость перемен», – заметил Д. Черных.
«Нормы в части передачи функций аттестации специалистов РЦБ от ФСФР саморегулируемым организациям вполне в духе общей тенденции отказа от излишнего регулирования», – заявил УрБК начальник отдела клиентского бизнеса Уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Александр Бобков.
По его словам, такая практика существует во многих странах и на многих рынках – аттестаты финансовых аналитиков CFA выдает неправительственная организация, да и бухгалтерские стандарты МСФО и GAAP также являются разработкой международных саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов. «Лучше самих участников рынка никто не знает, какие требования стоит предъявлять к специалистам и какие стандарты для них устанавливать», – считает А. Бобков.
«Что касается отказа от практики выдачи генеральных лицензий на лицензирования профучастников, то здесь речь идет не о том, что функцию лицензирования отбирают у ФСФР, а о том, что служба теперь все лицензирование будет проводить сама, а не отдавать эту работу своим территориальным подразделениям. То, что ФСФР не будет регулировать деятельность оценщиков, также не страшно. Вполне возможно, что такая система даже лучше – меньше поводов для возникновения внутреннего конфликта интересов, ведь оценщики (вместе с аудиторами) в какой-то мере «оценивают» работу инвестиционных фондов, подотчетных ФСФР», – пояснил А. Бобков.
По мнению генерального директора ЗАО ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволода Чащина, рынок ценных бумаг только выиграет от внесения данных поправок.
«Аттестация не может являться функцией ФСФР. Надзор за компетентностью участников рынка – задача учебных заведений, а не чиновников. До внесения поправок ФСФР выполняла сразу 2 функции: основную (управления) и добавочную (собственно аттестации), что не могло хорошо сказываться на их работе. В результате нововведений ФСФР может выполнять свою прямую задачу, не отвлекаясь на избыточную работу», – считает В. Чащин.
Главной задачей законопроекта является снижение административной нагрузки на участников рынка ценных бумаг, института коллективного инвестирования и оценщиков. В соответствии с этой формулировкой и предлагается лишить ФСФР избыточных и дублирующих функций.
Эксперты поддерживают данное решение Правительства. «Переложить полномочия по аттестации специалистов рынка ценных бумаг с ФСФР на другие организации – это здравая идея, но только в том случае, если этими организациями будут саморегулируемые организации (СРО)», – заявил УрБК начальник отдела доверительного управления инвестиционной финансовой компании «Уником Партнер» Дмитрий Черных, комментируя инициативу Государственной Думы РФ.
По его мнению, в результате предложенной реформы необходимо избежать ситуации, когда аттестация становится просто «формальностью», чтобы получить место в инвестиционной компании. «Российский фондовый рынок развивается из года в год, финансовые инструменты усложняются, растет капитализация рынка, а вместе с ней и ответственность профучастников. Чтобы качество аттестации осталось на должном уровне, следить за ним должно либо ФСФР, либо сами профучастники, которые контролируют СРО», – считает Д. Черных.
Он также отметил, что отнять у ФСФР функции по разработке нормативов для эмитентов ценных бумаг – это очень грубая ошибка. «Российский фондовый рынок достаточно далек от рынков развитых стран по уровню инфраструктурных рисков. Чтобы эти риски снизить, необходимо в том числе и заставлять российские компании, акции и облигации которых обращаются на рынке, быть более прозрачными, регулярно выпускать финансовую отчетность по международным стандартам, придерживаться общепризнанных корпоративных процедур принятия решений и т.п. Только если компания соответствует этим требованиям, она может использовать фондовый рынок для привлечения капитала», – пояснил Д. Черных.
«Эти требования должны устанавливаться непосредственно регулятором рынка ЦБ при поддержке со стороны Минфина и Минэкономразвития. В условиях развивающегося фондового рынка не совсем правильно акцент делать на снижение административного давления на профучастников. Наоборот, со стороны государства необходим тщательный контроль за финансовым сектором экономики. Акцент нужно сделать на другое – функции надзора передать полностью государству, а нормотворческие функции отдать профучастникам, поскольку именно они своевременно осознают необходимость перемен», – заметил Д. Черных.
«Нормы в части передачи функций аттестации специалистов РЦБ от ФСФР саморегулируемым организациям вполне в духе общей тенденции отказа от излишнего регулирования», – заявил УрБК начальник отдела клиентского бизнеса Уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Александр Бобков.
По его словам, такая практика существует во многих странах и на многих рынках – аттестаты финансовых аналитиков CFA выдает неправительственная организация, да и бухгалтерские стандарты МСФО и GAAP также являются разработкой международных саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов. «Лучше самих участников рынка никто не знает, какие требования стоит предъявлять к специалистам и какие стандарты для них устанавливать», – считает А. Бобков.
«Что касается отказа от практики выдачи генеральных лицензий на лицензирования профучастников, то здесь речь идет не о том, что функцию лицензирования отбирают у ФСФР, а о том, что служба теперь все лицензирование будет проводить сама, а не отдавать эту работу своим территориальным подразделениям. То, что ФСФР не будет регулировать деятельность оценщиков, также не страшно. Вполне возможно, что такая система даже лучше – меньше поводов для возникновения внутреннего конфликта интересов, ведь оценщики (вместе с аудиторами) в какой-то мере «оценивают» работу инвестиционных фондов, подотчетных ФСФР», – пояснил А. Бобков.
По мнению генерального директора ЗАО ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволода Чащина, рынок ценных бумаг только выиграет от внесения данных поправок.
«Аттестация не может являться функцией ФСФР. Надзор за компетентностью участников рынка – задача учебных заведений, а не чиновников. До внесения поправок ФСФР выполняла сразу 2 функции: основную (управления) и добавочную (собственно аттестации), что не могло хорошо сказываться на их работе. В результате нововведений ФСФР может выполнять свою прямую задачу, не отвлекаясь на избыточную работу», – считает В. Чащин.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Аттестация специалистов рынка ценных бумаг может быть поручена cаморегулиру ...
- Инвестиционная финансовая компания «Уником Партнер»: Полномочия по аттестац ...
- Уральский филиал ИК «Аккорд-Инвест»: Передача функций аттестации специалист ...
- ЗАО ИК «Благодать-Секъюритиз»: Внесение поправок в законы «О рынке ценных б ...
- Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки в законы «О рынке ц ...