Главная > События дня > Оптовые торговые компании подтверждают существование практики взимания платы екатеринбургскими торговыми сетями за право выставлять товар на продажу

Оптовые торговые компании подтверждают существование практики взимания платы екатеринбургскими торговыми сетями за право выставлять товар на продажу


2.05.2006. Разместил: public
Ритейлеры требуют с поставщиков десятки тысяч долларов только за согласие торговать их товаром. Без денег не пускают на свои полки даже региональные сети и некоторые сельпо. Запрещающий эти поборы законопроект завис в Минсельхозе, а торговцы называют “входной билет” оправданной международной практикой. Об этом пишут «Ведомости».

Производители утверждают, что в большинстве сетей плату требуют за каждую ассортиментную позицию (SKU — Stock Keeping Unit). К примеру, если компания желает, чтобы на магазинной полке нашлось место для 50 бутылок ее кетчупа, за год ей придется заплатить ритейлеру от $ 500 до $ 2 500 (по $ 10-50 за бутылку). Сумма умножается на число магазинов, где будет продаваться соус. В «Пятерочке» вместо SKU используют термин facing (товар, обращенный этикеткой к покупателю), но суть расчетов та же. Для замороженных овощей, морепродуктов и грибов билет на полку обойдется уже примерно в $ 300 за SKU, с кондитеров ритейлеры собирают по $ 50-1000 за одну товарную позицию в одном магазине. Больше всех за вход в сети платят алкогольные компании: возможность поставить на магазинную полку одну бутылку обходится им в $ 1 000-10 000 в год, утверждает директор департамента информации Союза участников рынка алкоголя России (СУАР) Вадим Дробиз. Представить свой товар в московских сетях меньше чем за $ 50 000 невозможно, поэтому региональным производителям алкоголя и новичкам попасть в московскую розницу сегодня практически невозможно, говорит Дробиз. Цена «входного билета» зависит от известности производителя и объема его рекламного бюджета, признаются поставщики. Например, для крупных компаний ритейлеры могут сделать скидку в расчете на то, что компания потратится на промоакции товара. Рассказывать о своих расчетах с ритейлерами поставщики предпочитают анонимно, чтобы не нажить проблем. А представители торговых сетей не желают обсуждать вопрос «входных билетов» и других сборов с поставщиков. Мода продавать «входные билеты» уже распространилась по всей стране. Причем аппетиты у региональных ритейлеров не меньше, чем у столичных сетей. Например, Екатеринбургская сеть «Кировский» из 74 магазинов запросила с питерского производителя алкоголя «Росспирттехнологии» годовой платеж в 150 000 руб. за SKU за все магазины, казанский «Эдельвейс» (50 магазинов) собирает по $ 500 в год с каждой бутылки, рассказывает начальник отдела маркетинга «Росспирттехнологии» Михаил Утянский. Билет за вход — еще не все расходы поставщика, желающего попасть в сеть. Лучшие места на магазинных полках тоже стоят немалых денег.

Сами ритейлеры считают, что берут деньги на законных основаниях и эта практика идет на благо рынку. По словам исполнительного директора «Пятерочки» Олега Высоцкого, входной бонус способствует справедливой конкуренции. В общем, уплата бонусов за вход в торговые сети — международная практика, с которой производителям придется смириться, резюмировал Высоцкий.

По данным справочника «Торговые сети России», в России работает более 750 продуктовых розничных сетей, чей оборот в 2005 г. превысил $ 110 млрд. Крупнейшие из них – «Магнит» (более 1 505 магазинов, выручка – $ 1,81 млрд.) и «Пятерочка» (более 750 универсамов, в том числе 404 франчайзинговых), чистая выручка в 2005 г. — $ 1,36 млн., с учетом франчайзинговых магазинов – $ 2,1 млрд.

Как сообщили УрБК в торговой сети «Пятерочка», взимание бонусов за вход поставщиков в торговую сеть — международная практика, с которой производителям придется смириться.

По словам управляющего сетью компании «Пятерочка» Олега Высоцкого, с каждым годом растет количество производителей продуктов питания и сейчас уже наблюдается переизбыток предложений, а количество полок и мест на них в магазине не увеличить. «На наш взгляд, бонус за вход — это с одной стороны естественный отбор среди поставщиков, а с другой - уравнивание прав крупных и мелких производителей, возможность и небольшому комбинату или заводу выйти на новый, более высокий уровень. Если он сможет обеспечивать крупную сеть, вполне вероятно, что он сможет со временем стать и федеральным производителем», — отметил О. Высоцкий. По его словам, бонусы за вход не астрономические, абсолютно реальные и поставщик быстро возвращает вложенные суммы, получив взамен такой уникальный канал сбыта как «Пятерочка». Также, О. Высоцкий заявил, что «Пятерочка» — единственная сеть, открыто подтверждающая наличие бонусов, требования к товару и это позволяет поставщикам принимать взвешенные решения.

В последнее время «Пятерочка» значительно увеличила ассортимент почти до 4 500 позиций, особенно в нон-фуд cекторе. На сегодня магазины «Пятерочка» работают в 24 регионах России, а также в Украине и Казахстане.

«В Екатеринбурге в ряде магазинов существует практика брать плату с производителей за право выставлять товар на продажу», — заявил УрБК директор ООО «Компания «Молочный Кит» Денис Шмыков.

«Данная практика общеевропейская, и если до настоящего момента она существует только в некоторых магазинах, то примерно через 2,5 года будет действовать во всех. Молочную продукцию она касается слабо, большей частью это касается алкогольной, кондитерской и табачной продукции», — сообщил Д. Шмыков.

«Естественно, что плата за право выставлять товар на продажу повышает стоимость самого товара», — заявил Д. Шмыков.

«Размер платы за право выставлять в магазинах товар на продажу зависит от торговой сети. Чем крупнее сеть, тем выше плата. В Екатеринбурге существует практика взимания платы в ряде торговых сетей», — заявила маркетолог ООО «Кондитерская фабрика «Конфетный двор» Анна Ермакова.

«Естественно, что это сказывается на ценах товара, так как производитель пытается компенсировать плату за право выставлять продукцию за счет стоимости. Надбавка к стоимости наших товаров не очень заметна, так как продукция находится в высоком ценовом сегменте», — сообщила А. Ермакова.

«В Екатеринбурге многие торговые сети взимают плату с производителей и поставщиков за право выставлять свою продукцию, это принято на федеральном уровне. В договоре это прописывается завуалировано», — заявил УрБК директор по продажам ООО «Омега» Влад Голохвастов.

«По большому счету на розничной цене это не сказывается», — сообщил В. Голохвастов.

Вернуться назад