Оптовые торговые компании подтверждают существование практики взимания платы екатеринбургскими торговыми сетями за право выставлять товар на продажу

2 мая 2006 (13:00)

Ритейлеры требуют с поставщиков десятки тысяч долларов только за согласие торговать их товаром. Без денег не пускают на свои полки даже региональные сети и некоторые сельпо. Запрещающий эти поборы законопроект завис в Минсельхозе, а торговцы называют “входной билет” оправданной международной практикой. Об этом пишут «Ведомости».

Производители утверждают, что в большинстве сетей плату требуют за каждую ассортиментную позицию (SKU — Stock Keeping Unit). К примеру, если компания желает, чтобы на магазинной полке нашлось место для 50 бутылок ее кетчупа, за год ей придется заплатить ритейлеру от $ 500 до $ 2 500 (по $ 10-50 за бутылку). Сумма умножается на число магазинов, где будет продаваться соус. В «Пятерочке» вместо SKU используют термин facing (товар, обращенный этикеткой к покупателю), но суть расчетов та же. Для замороженных овощей, морепродуктов и грибов билет на полку обойдется уже примерно в $ 300 за SKU, с кондитеров ритейлеры собирают по $ 50-1000 за одну товарную позицию в одном магазине. Больше всех за вход в сети платят алкогольные компании: возможность поставить на магазинную полку одну бутылку обходится им в $ 1 000-10 000 в год, утверждает директор департамента информации Союза участников рынка алкоголя России (СУАР) Вадим Дробиз. Представить свой товар в московских сетях меньше чем за $ 50 000 невозможно, поэтому региональным производителям алкоголя и новичкам попасть в московскую розницу сегодня практически невозможно, говорит Дробиз. Цена «входного билета» зависит от известности производителя и объема его рекламного бюджета, признаются поставщики. Например, для крупных компаний ритейлеры могут сделать скидку в расчете на то, что компания потратится на промоакции товара. Рассказывать о своих расчетах с ритейлерами поставщики предпочитают анонимно, чтобы не нажить проблем. А представители торговых сетей не желают обсуждать вопрос «входных билетов» и других сборов с поставщиков. Мода продавать «входные билеты» уже распространилась по всей стране. Причем аппетиты у региональных ритейлеров не меньше, чем у столичных сетей. Например, Екатеринбургская сеть «Кировский» из 74 магазинов запросила с питерского производителя алкоголя «Росспирттехнологии» годовой платеж в 150 000 руб. за SKU за все магазины, казанский «Эдельвейс» (50 магазинов) собирает по $ 500 в год с каждой бутылки, рассказывает начальник отдела маркетинга «Росспирттехнологии» Михаил Утянский. Билет за вход — еще не все расходы поставщика, желающего попасть в сеть. Лучшие места на магазинных полках тоже стоят немалых денег.

Сами ритейлеры считают, что берут деньги на законных основаниях и эта практика идет на благо рынку. По словам исполнительного директора «Пятерочки» Олега Высоцкого, входной бонус способствует справедливой конкуренции. В общем, уплата бонусов за вход в торговые сети — международная практика, с которой производителям придется смириться, резюмировал Высоцкий.

По данным справочника «Торговые сети России», в России работает более 750 продуктовых розничных сетей, чей оборот в 2005 г. превысил $ 110 млрд. Крупнейшие из них – «Магнит» (более 1 505 магазинов, выручка – $ 1,81 млрд.) и «Пятерочка» (более 750 универсамов, в том числе 404 франчайзинговых), чистая выручка в 2005 г. — $ 1,36 млн., с учетом франчайзинговых магазинов – $ 2,1 млрд.

Как сообщили УрБК в торговой сети «Пятерочка», взимание бонусов за вход поставщиков в торговую сеть — международная практика, с которой производителям придется смириться.

По словам управляющего сетью компании «Пятерочка» Олега Высоцкого, с каждым годом растет количество производителей продуктов питания и сейчас уже наблюдается переизбыток предложений, а количество полок и мест на них в магазине не увеличить. «На наш взгляд, бонус за вход — это с одной стороны естественный отбор среди поставщиков, а с другой - уравнивание прав крупных и мелких производителей, возможность и небольшому комбинату или заводу выйти на новый, более высокий уровень. Если он сможет обеспечивать крупную сеть, вполне вероятно, что он сможет со временем стать и федеральным производителем», — отметил О. Высоцкий. По его словам, бонусы за вход не астрономические, абсолютно реальные и поставщик быстро возвращает вложенные суммы, получив взамен такой уникальный канал сбыта как «Пятерочка». Также, О. Высоцкий заявил, что «Пятерочка» — единственная сеть, открыто подтверждающая наличие бонусов, требования к товару и это позволяет поставщикам принимать взвешенные решения.

В последнее время «Пятерочка» значительно увеличила ассортимент почти до 4 500 позиций, особенно в нон-фуд cекторе. На сегодня магазины «Пятерочка» работают в 24 регионах России, а также в Украине и Казахстане.

«В Екатеринбурге в ряде магазинов существует практика брать плату с производителей за право выставлять товар на продажу», — заявил УрБК директор ООО «Компания «Молочный Кит» Денис Шмыков.

«Данная практика общеевропейская, и если до настоящего момента она существует только в некоторых магазинах, то примерно через 2,5 года будет действовать во всех. Молочную продукцию она касается слабо, большей частью это касается алкогольной, кондитерской и табачной продукции», — сообщил Д. Шмыков.

«Естественно, что плата за право выставлять товар на продажу повышает стоимость самого товара», — заявил Д. Шмыков.

«Размер платы за право выставлять в магазинах товар на продажу зависит от торговой сети. Чем крупнее сеть, тем выше плата. В Екатеринбурге существует практика взимания платы в ряде торговых сетей», — заявила маркетолог ООО «Кондитерская фабрика «Конфетный двор» Анна Ермакова.

«Естественно, что это сказывается на ценах товара, так как производитель пытается компенсировать плату за право выставлять продукцию за счет стоимости. Надбавка к стоимости наших товаров не очень заметна, так как продукция находится в высоком ценовом сегменте», — сообщила А. Ермакова.

«В Екатеринбурге многие торговые сети взимают плату с производителей и поставщиков за право выставлять свою продукцию, это принято на федеральном уровне. В договоре это прописывается завуалировано», — заявил УрБК директор по продажам ООО «Омега» Влад Голохвастов.

«По большому счету на розничной цене это не сказывается», — сообщил В. Голохвастов.


Другие материалы по теме: