«КоммерсантЪ-Урал», Татьяна Шушакова пишет: «Заглушать лучше хором. Региональные сотовые ритейлеры объединяются против федеральных сетей»

12 июля 2005 (12:58)

Вчера президент сети сотовой связи «Симфония» Александр Доросинский сообщил «Ъ» о планах возглавляемой им межрегиональной Ассоциации мобильных технологий (МАМТ). По его словам, до конца лета 2005 г. АМТ будет преобразована в юридическое лицо, что позволит ей на выгодных условиях напрямую закупать большие партии телефонов у производителей. Хотя представители ассоциации говорят, что не планируют добиваться передела рынков сотового ритейла в регионах, федеральные сети «Евросеть», DIXIS восприняли действия регионалов как попытку потеснить их. Эксперты полагают, что АМТ может осложнить экспансию федералов в регионы, однако московские сети сохранят свои конкурентные преимущества, и их доля на местных рынках будет расти и впредь.

Крупные местные сети сотовой связи в Свердловской области представляют компании «Симфония», «Эолис», «Акустик», «Сота», «Сотика», «Мобил-тел». Начиная с 2000 г., их деятельность была довольно успешной, пока на рынок не вышли федеральные игроки – «Евросеть», DIXIS, «Связной». Они отвоевали у регионалов значительную долю рынка – 36%, в том числе за счет демпинга. Остальные продажи «трубок» поделили компании по реализации бытовой техники и местные ритейлеры.

Пытаясь сопротивляться экспансии федеральных конкурентов, в июле 2003 г. местные ритейлеры решили консолидировать свои усилия и объединились в некоммерческое партнерство «Ассоциация мобильных технологий». Однако она не смогла радикально решить проблему конкуренции с москвичами. Поэтому на днях была учреждена одноименная межрегиональная общественная организация (МАМТ), объединившая 22 региона, в том числе Екатеринбург, Курган, Челябинск, Поволжье и т. д. Теперь обе ассоциации работают параллельно.

Как вчера рассказал «Ъ» президент сети сотовой связи «Симфония» Александр Доросинский, возглавивший МАМТ, в сферу деятельности организации входят около 800 салонов в более чем 170 городах России. Объемы продаж членов ассоциации составляют около 3,5 млн. телефонов и 5 млн. контрактов (подключений к операторам сотовой связи) в год.

Объясняя причины создания МАМТ, господин Доросинский в беседе с корреспондентом «Ъ» отметил: «Компании столкнулись с одинаковой проблемой — давление со стороны операторов в определении объемов продаж, непрозрачность системы фродов (несанкционированный доступ к услугам связи. — «Ъ»), часто некорректные условия рекламных кампаний – отсутствие

маркетинговых бонусов со стороны производителей». Пытаясь решить эти проблемы, ассоциация делает ставку на то, что объединение региональных ритейлеров позволит закупать крупные партии телефонов у производителей, обеспечив маркетинговые бонусы.

Производители сотовых телефонов без энтузиазма отнеслись к созданию новой ассоциации. «Мы готовы с ними сотрудничать на равных со всеми условиях. Нашим прямым дистрибьютером МАМТ станет только в случае ее преобразования в юридическое лицо», – заявил «Ъ» координатор по связям с общественностью NOKIA Сергей Сидоров. Он дал понять, что рассчитывать на какие-либо более выгодные условия сотрудничества с производителями телефонов МАМТ не стоит.

Федеральные ритейлеры более категоричны в своих оценках. Они восприняли объединение регионалов как вызов себе. «Создание ассоциации — очередная попытка регионалов помешать деятельности федералов. Неудивительно, что во главе объединения стали свердловчане, так как рынок сотового ритейла на Среднем Урале самый насыщенный после Москвы и Санкт-Петербурга и прибыльный», — сообщил «Ъ» генеральный представитель по Уральскому региону федеральной сети DIXIS Константин Шептун. По его словам, вряд ли МАМТ удастся добиться своих целей, так как абсолютно непонятен механизм взаимодействия сетей в разных регионах страны – как они будут договариваться об единых ценах и рекламных акциях. «Видимо, у региональных ритейлеров дела пошли совсем плохо, если они пошли на создание такой ассоциации», – заявила «Ъ» специалист по связям с общественностью уральского филиала «Евросети» Наталья Шахова. По ее словам, в компании считают, что работа этой ассоциации будет поддерживаться производителями, у которых есть проблемы с реализацией телефонов в России в связи с непрофессиональной сбытовой политикой.

Между тем эксперты считают, что создание МАМТ принесет определенный успех региональным ритейлерам. Но при этом указывают на то, что он будет временным. «Скорее всего, создание ассоциации поможет региональным ритейлерам на какой-то срок укрепить свои позиции. Однако тенденция такова, что у федеральных сетей больше оборотных средств и возможности демпинговать, развиваться. Региональные сети просто не смогут с ними конкурировать, со временем им будет все сложнее работать на рынке», — рассказала аналитик ИК «Атон» Елена Баженова.


Другие материалы по теме: