«Деловой квартал», Александр Чирков,Дмитрий Иванов, Михаил Старков пишут: «Екатеринбуржцы «монетизируют» Челябинск»

18 июля 2005 (13:00)

Торговая сеть «Монетка» вышла на челябинский рынок продуктового ритейла. Ее первый дискаунтер начал работать 15 июля по соседству с «Пятерочкой», имеющей аналогичный формат. Руководство «Монетки» хочет открыть в Челябинске еще три-четыре магазина до конца года. Местные ритейлеры успешность этих планов ставят под сомнение.

«Монетка» – один из пяти ведущих торговых операторов Екатеринбурга. Сеть объединяет 28 магазинов различного формата в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях. Южноуральский магазин открылся 15 июля в спальном районе Челябинска в арендованном помещении с общей торговой площадью около 500 кв. м. Генеральный директор ТС «Монетка» Роман Заболотнов решил развивать «мягкий дискаунтер» (площадь до 500 кв. м, магазин рассчитан на людей со средним и низким доходом), где будут «более правильные» цены. Ими и «отработанным до мелочей форматом» он хочет покорить челябинский рынок. Все остальные «Монетки», запущенные в этом году, также будут «мягкими дискаунтерами».

В Екатеринбурге, Верхней Пышме, Ревде и Нижнем Тагиле сеть «Монетка» предлагает два торговых формата – «мягкий дискаунтер» и «супер» (торговая площадь от 1500 кв. м). До Челябинска освоение других регионов компания начинала с «Монеток-супер» в Уфе и Тюмени. В этом году количество магазинов в Уфе планируется увеличить до семи, а в Тюмени – до трех-четырех. Базой для строительства розничной сети в областных центрах станут филиалы основанной Романом Заболотновым в 1994 г. оптовой компании

R-Modul по продажам кондитерских изделий, шоколада и сигарет.

Как ранее пояснял «ДК» г-н Заболотнов, рынки этих городов крайне привлекательны: возрастной состав жителей, среднемесячная зарплата, объем розничного товарооборота на душу населения и темпы его прироста по сравнению с прошлым годом сопоставимы с цифрами по Екатеринбургу. Кроме того, на них практически не присутствовали сетевые ритейлеры – можно начинать бизнес с чистого листа, – заявлял г-н Заболотнов.

В Челябинске картина иная. По оценке экспертов, если сегодня здесь средний чек на 20% ниже, чем в Екатеринбурге, то арендные платежи почти сравнялись с нашими, хотя три года назад были в два раза ниже. С 2001 г. свою сеть в Челябинске строит местная «Незабудка» (26 магазинов), петербургская «Пятерочка» (21), с 2003 г. – екатеринбургская «Дикси» (26 магазинов) и с этого года – краснодарская сеть «Магнит» (2 магазина). Кстати, «Юнилэнд-Екатеринбург» планирует к концу 2006 г. в Челябинске и Челябинской области увеличить сеть «Дикси» вдвое – до 50 магазинов. Для их обслуживания осенью запускается распределительный центр площадью 6 тыс. кв. м. Все магазины поделят на два дискаунтерных формата – до 300 кв. м и до 600 кв. м.

По словам генерального директора «Юнилэнд-Екатеринбург» (торговая сеть «Мегамарт» и «Дикси») Валерия Бубнова, «Монетка» пришла в сегмент, в котором в Челябинске сегодня самая жесткая конкуренция: Три года назад все решили, что рынок пустой, и одновременно пошли, а сейчас – расшибают лбы.

Г-н Бубнов полагает, что на Южном Урале целесообразнее всего запускать гипермаркеты и магазины формата «кэш энд керри». Эту нишу уже осваивает «Метро». Роман Заболотнов уверен – о насыщении челябинского рынка говорить еще рано и соперничества форматов там нет: Есть лишь конкуренция в количестве точек.

Как считает исполнительный директор компании «Дикси-Челябинск» Дмитрий Петухов, с приходом «Монетки» на челябинском рынке продуктового ритейла ничего серьезно не изменится, поскольку позиции местных игроков очень сильны. Достоинства формата дискаунтера, по мнению

г-на Петухова, вообще сомнительны: Сейчас уже ни «Дикси», ни «Пятерочка» в чистом виде дискаунтерами не являются. Пока непонятно, что нового они могут предложить челябинскому потребителю. Ни ценами, ни расположением, ни ассортиментом не отличаются. И «Монетка» встанет в тот же ряд «непонятных пришельцев».

Новый магазин «Монетка» открылся через дом от «Пятерочки», Дмитрий Петухов объясняет это двумя вещами. Во-первых, «Монетка» настолько уверена в своих силах и в своих возможностях, что не считает «Пятерочку» за конкурента, а во-вторых, перед коллективом поставлена задача запустить определенное количество магазинов любой ценой. Поэтому-то они и открывают точку, невзирая на коммерческий результат, – предполагает г-н Петухов.

ФЭкспансии «Монетки» директор по маркетингу торговой сети «Незабудка» Артем Ратошнюк намерен противопоставить широкий ассортимент в своей сети. В успех свердловчан г-н Ратошнюк не верит: Никто не поедет за три квартала в дискаунтер только потому, что он называется «Монетка». Что касается низких цен, то их держат и «Незабудка», и «Пятерочка», и «Магнит». Цены еще ниже «Монетка» выдержать не сможет: у нее нет ни 1200 открытых магазинов за плечами, как у «Магнита», ни логистического центра, как у «Незабудки».

В то же время «Монетка» позиционирует себя как наиболее продвинутое предприятие розничной торговли Екатеринбурга. Чтобы повысить рентабельность операций, сеть внедряет маркетинговые приемы английской компании Tesco. В частности, отдает полки магазинов в управление поставщикам. На входе задаются условия – желаемый ассортимент и оборот с квадратного метра торговой площади. Поставщик с помощью мерчендайзеров регулирует фейсинг товаров, что позволяет ему оценивать спрос на свои продукты. Наряду с торговлей продуктами питания, «Монетка» намерена развивать услуги, которые до сих пор никто не предлагал. Например, приготовление блюд в торговом зале. В перспективе сеть планирует увеличить сектор нон-фуда. В трех «Монетках-супер» Екатеринбурга ассортимент непродовольственных товаров доходит до 50%.


Другие материалы по теме: