«Уральский рабочий», Николай Королев: «Совместим несовместимое?»

20 июля 2005 (09:50)

На днях руководители ассоциаций малого бизнеса области, города, замминистра экономики областного правительства огласили следующие цифры: только в Екатеринбурге насчитывается около 20 тыс. малых предпринимателей и еще около 60 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Их бизнес составляет почти четверть всей городской экономики. Ежегодная динамика развития малого бизнеса по разным направлениям достигает 20 %.

Но можно достичь и большего, если облегчить процесс кредитования, упростить налогообложение и так далее. Была презентована программа правительства области по поддержке малого и среднего бизнеса. Простите, но все это сильно напоминает действия федерального правительства примерно годом раньше. Не будем никого критиковать, а просто разберем ситуацию.

Инкубаторские условия

В конце апреля этого года председатель правительства Михаил Фрадков подписал постановление о программе поддержки малого предпринимательства на 2005–2008 годы. В текущем году на развитие предпринимательства выделят полтора миллиарда рублей для апробирования первых форм поддержки. В дальнейшем чиновники собираются обеспечить малому бизнесу кроме федеральных и частные, и региональные инвестиции. При этом правительство не собирается поддерживать сырьевые отрасли экономики. Малые предприятия, работающие в сфере добычи и продажи полезных ископаемых, не смогут рассчитывать на государственную поддержку. По мнению экспертов, такое решение правительства является важным шагом на пути к инновационной, а не сырьевой экономике.

Минэкономразвития считает, что новые меры позволят к 2008 году увеличить долю малого бизнеса в ВВП России с 13,5% до 20. Возможно, изменится и понятие малого предприятия. Сейчас малой называется компания, в которой работает до 50 человек. Рассматривается возможность повышения этой планки до 250 человек.

Средства вложат в развитие так называемых бизнес-инкубаторов. Термин подразумевает создание помещений с льготными ставками аренды и предоставление за государственный счет услуг юриста и бухгалтера. Правительство будет поддерживать экспорт малых предприятий.

Ура-ура! Молодцы! Но денег нет. И не будет! Потому что по-настоящему малому бизнесу из тех самых полутора миллиардов рублей из федерального бюджета и цифры на порядок меньшей из регионального достанется тысяч несколько. Остальное уйдет в разные экспертные НИИ на разработку программ, на оплату труда советников, помощников, загранкомандировки по обмену опытом, обеспечение банкетов после торжественных приемов и тому подобное. Здесь и пророком быть не надо. И если малое предприятие насчитывает 250 человек, то это, на мой взгляд, совсем уже не малое предприятие.

Наукообразные разговоры об инновациях и инвестициях можно вести тогда, когда реальный сектор экономики, в том числе малое предпринимательство, получит понастоящему благоприятную среду для своего развития. Почему наш рынок наполнен китайской дешевкой? Разве мы сами не сможем производить молнии, пряжки, фонарики, зажигалки, шить брюки и делать разную прочую дребедень? Можем! Почему не делаем? Потому что себестоимость высока. Налоги, тарифы естественных монополистов, инфляция, банковские ставки по кредитам, коррумпированность, криминальная составляющая... Дешевле ту же китайскую муру привезти, продать, а через месяц привезти столько же того же, потому что товар – одноразовый. Проще заниматься торговлей, а не производством, которое требует вложений и постоянной модернизации.

От любви до сомнения

По данным «Левада-центр», за 2004 год доля россиян, считающих, что страна развивается правильно, упала с 51 до 35 %, а доля считающих, что страна идет по неверному пути экономического развития, выросла с 35 до 52 %. Только 18 % опрошенных считают, что их покупательная способность за прошлый год выросла, а 39 – говорят, что она снизилась.

Почему так? Может, налоги плохо собираем. Недавно журналистам сетовал на плохую собираемость транспортного налога начальник отдела ЕСН и налогообложения доходов физических лиц УФНС РФ по Свердловской области. Цифр он привел много, но нам важны только две: в Свердловской области налог на «лошади» собран только на 30%. Сумма общего долга составляет около 60 млн. рублей.

Почему так произошло? Да потому, что раньше при прохождении государственного технического осмотра водитель предъявлял инспектору ГИБДД три квитанции: об уплате транспортного налога на «лошадиные силы», за техосмотр и выдачу специального удостоверения о прохождении ТО. Без этих квитанций пройти техосмотр не могла ни одна машина. Теперь водитель при прохождении ТО «за лошадей» не платит. Теперь же налоговая инспекция рассылает специальные извещения об уплате транспортного налога. А если оно не дошло? Или, если судить по своему опыту, пришло извещение, а оплата все время откладывается: то денег нет, то времени нет, то вообще про него забыли, то сам живешь на даче, а извещение дома, и ехать за ним специально не хочется... Знакомая картина? Зачем было ломать устоявшуюся схему? Реформа! Грош цена такой реформе, которая создает людям, да и самим исполнителям массу проблем! Неужели сразу было непонятно, что аппарат налоговых инспекций в таком объеме с физическими лицами работать не в состоянии? Что персонифицированный учет не налажен? Что инспекторов едва хватает, чтобы вышибать налоги из юридических лиц? Что компьютерные программы несовершенны? Что психология людей к такой реформе не готова? Наверное, хватит вопросов. И, наверное, достаточно одного этого примера, чтобы охарактеризовать весь российский процесс «реформирования» всего и вся, и сразу. Мы сначала ввязываемся в драку, а потом удивляемся, что нам в морду бьют.

Стукнул по карману — не звенит...

Регионы у нас в стране делятся на категории доноров и реципиентов. За счет первых бюджетные дотации даются вторым. Теперь вопрос: выгодно ли быть в первой категории? Не очень. А во второй? Выгодно. Ибо делать ничего не нужно. Мы сидим в высоком кресле руководителя региона-края-республики, а денежки к нам идут... Зачем развивать что-то, производительность повышать, ответственность брать на себя. Проще выдумать нечто грандиозное, типа шахматных Нью-Васюков или хрустального моста между своей деревней и Санкт-Петербургом... Чтобы видел народ полет мысли любимого начальника. А надежда вся – на некие ивестиции, которые неизвестно откуда возьмутся, да на бюджетные трансферты.

Дифференциация доходов как среди регионов, так и среди разных слоев населения достигла уже невиданных размеров. Пар пока в котле, но клапан уже на пределе. А ведь с будущего года нас ждет еще и муниципальная реформа, которая коснется такой тонкой материи, как процесс формирования местного бюджета.

Совсем недавно премьер-министр Михаил Фрадков на заседании правительства с пристрастием

допрашивал своих подчиненных из финансово-экономического блока — есть ли в муниципалитетах необходимые финансовые средства для реализации положений закона 131–ФЗ, вступающих в силу с 1 января будущего года? Не подкинуть ли деньжат регионам в момент начала процедуры передачи бюджетников из одного подчинения в другое? Все знают, что даже у большинства городов-миллионников, к которым относится и Екатеринбург, сроду не было профицитных бюджетов. Все время денег не хватало. И обжегшись на монетизации, грабли с дороги решили убирать не в декабре, а на полгода пораньше. Премьер-министра клятвенно заверили, что процесс идет, контора пишет, и все будет – как в лучших домах... Премьер не поверил и дал поручение министру финансов еще раз изучить вопрос и дать соответствующие пояснения, а при необходимости – принимать меры. Только жаловаться на Минфин в Минфин бесполезно. Выводы вряд ли изменятся. Тяжело снимать розовые очки.

Кризиса не будет

Разговор об экономическом кризисе не идет. Бывший заместитель председателя Центробанка Сергей Алексашенко недавно отметил:

– Кризис – это очень жесткий термин, который подразумевает наличие очевидных сильных негативных тенденций. Такой прогноз для российской экономики тяжело нарисовать, потому что мы слишком много получаем от нефти. Пока нет ощущения, что эти деньги закончатся.

Речь идет о системном кризисе в руководстве экономикой, который вызывает стагнацию развития. Сам министр экономического развития Герман Греф розовые очки снял и признал это недавно на заседании правительства. С инфляцией справиться не удается, темпы роста падают, денег на дальнейшее продолжение реформ нет. А господин Фрадков стоял на страже провозглашенных лозунгов и требовал: деньги тратьте, реформы проводите за ту цену, которая потребуется. И чтобы не было инфляции. И чтобы было удвоение ВВП. Все, как говорится, в одном флаконе. Вот такая круто замешенная химия у нас в экономике.


Другие материалы по теме: