«КоммерсантЪ-Урал», Татьяна Шушакова: «36.6» расширяется на Урал»

2 августа 2005 (09:54)

Вчера директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами «Аптечной сети 36.6» Андрей Сливченко сообщил «Ъ» о начале экспансии в Свердловскую область. По его словам, в рамках своей стратегии компания планирует скупать в регионе мелкие аптечные сети. Участники рынка сомневаются, что «36.6» сможет зайти в регион таким способом, так как рынок уже поделен между крупными региональными игроками. Поэтому эксперты считают, что, вероятнее всего, московский фармритейлер будет либо скупать муниципальные аптеки, либо размещать свои объекты на новых площадях.

По данным фармацевтического управления министерства здравоохранения Свердловской области, на 1 января 2005 года в регионе действовала 691 аптека (в советское время область обслуживало около 300 аптек). Из них 402 коммерческих (58,3%), остальные находятся в муниципальной и государственной собственности. По итогам 2004 года розничный товарооборот государственных и муниципальных аптек составил 1,6 млрд. руб., коммерческих – 1,9 млрд. руб. Крупнейшими региональными компаниями являются «Здравник», «Атолл-Фарм», «Диолла», «Радуга», ГУЛ «Фармация».

Московские аптечные сети также представлены в Екатеринбурге. На рынке в настоящее время работают «Чудодоктор» и «Ригла». Хотя, по оценкам экспертов, их доли гораздо меньше, чем у ре гиональных игроков. Вчера еще одна московская компания заявила о желании зайти на свердловский рынок фармритейла. Как сообщил «Ъ» директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами «Аптечной сети 36.6» Андрей Сливченко, до конца нынешнего года планируется открыть 5 аптек в Екатеринбурге. По его словам, стратегией развития «36.6» подразумевает покупку местной аптечной сети. «В настоящее время мы присматриваемся к уральскому рынку, но потенциальных продавцов пока не нашли. В любом случае поставленная цель будет достигнута», – отметил он. При этом господин Сливченко подчеркнул, что у компании есть большой опыт по экспансии в другие регионы. «Только с прошлого года мы купили 74 аптеки в Башкирии, 41 – в Нижнем Новгороде», – рассказал он.

Участники рынка сомневаются, что «36.6» сможет реализовать свои планы в Екатеринбурге. По их словам, открытие первой аптеки компания планировала еще в июле, но перенесла сроки. А владелец екатеринбургской аптечной сети «Здравник» Андрей Рожков считает, что «московские аптечные сети также заходили в регион с большими амбициями, однако потеснить местных игроков, не уступающих по ассортименту и качеству услуг, им не удалось». «36.6» просто некого поглощать в регионе. Я общался с местными игроками. И крупнейшие из них заявляют, что не будут продавать свой бизнес. А покупать академические аптеки нецелесообразно», – рассказал господин Рожков.

Поэтому, как считают в аптечных кругах, у «36.6» два варианта прихода в Екатеринбург: либо покупка муниципальных аптек, либо создание аптек «с нуля». По сведениям источника «Ъ» в одной из аптечных сетей, сейчас руководство московского ритейле-ра ведет переговоры с администрацией города о покупке ряда муниципальных аптек. Правда, в горздраве Екатеринбурга эту информацию не подтвердили. А по сведениям директора аптеки №1 сети «Диолла» Галины Гордюковой, «36.6» разместится рядом с их аптекой. «В настоящее время они готовят помещение под аптеку в соседнем доме», – сказала она. При этом госпожа Гордюкова отметила, что вряд ли эта московская сеть сможет конкурировать с их аптекой. «Год назад рядом с нашим предприятием открылась аптека столичной компании «Ригла», однако она не выдержала конкуренции и закрылась через полгода». – добавила она.

Другого мнения придерживаются специалисты администрации области. Руководитель фармацевтического управления министерства здравоохранения Свердловской области Нина Муратова полагает, что «36.6» сможет укрепиться в регионе, так как обладает мощной финансовой базой. По ее словам, приход нового игрока приведет к усилению конкуренции, которую смогут не выдержать некоторые местные фармритейлеры. «Лекарства – всегда востребованный товар. Более того, сегодня аптекам приносит большой доход реализация товаров для красоты и здоровья – в среднем они составляют 20% ассортимента. Аптечный бизнес очень выгодный и прибыльный, здесь есть за что побороться», – считает госпожа Муратова.


Другие материалы по теме: