«Областная газета», Николай Белков пишет: «Своя – чужая земля»

5 августа 2005 (12:00)

Внимательный читатель может сказать, что заголовок нелогичный. Дескать, земля может быть или своей, или чужой. Это в теории. В жизни, увы, не все устроено по здравому смыслу.

Хотите убедиться в этом? Тогда в путь по районам облас ваш неравнодушный взгляд заметит брошенные поля, заросшие бурьяном, мелколесьем бывшие пашни. Это и есть формально чья-то своя, но заброшенная, ставшая ненужной – чужой земля сельхозназначения.

По официальным данным, на территории Свердловской области находится в обороте 1 833512 гектаров сельскохозяйственных угодий. Из них 1 318286 га – пашни. По результатам проверок в 2004 году использовалось лишь 78 % этих площадей. Пессимистична и динамика последних лет. Если в 2003 году не было вспахано около 101 тыс. га пашни, то в минувшем 2004 году плуг не коснулся уже 141 тыс. га пахотных земель.

Отчего появляются брошенные земли? Как вовлечь их в оборот? За ответами на эти вопросы отправились сотрудники отдела земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда областного министерства госимущества во главе с начальником В.Кувалдиной. Они побывали'в Восточном управленческом округе области.

– В этой командировке в очередной раз убедилась в том, сколь, велика наша область. По два-три часа тратили на переезд из райцентра в райцентр. И это при том, что дороги в округе приличные, – делится впечатлениями Валентина Максимовна.

Но, конечно же, не за эмоциями ездили сотрудники МУГИСО, а за конкретными фактами. Они таковы, что более 90 % сельхозугодий успешно используется в Ирбитском и Пышминс-ком районах. А в Таборинском, Талицком, Тугулымском эта цифра не дотягивает и до 50 %.

Причин вынужденного или осознанного равнодушия к возделыванию земли немало. Взять хотя бы слабое финансово-экономическое состояние коллективных хозяйств, а значит, постоянные проблемы с закупкой ГСМ, запчастей, семян, не говоря уже о новой технике. Острейшей проблемой становится дефицит квалифицированных кадров на селе. Многие сельхозпредприятия находятся в процессе банкротства. У технически маломощных предприятий не хватает сил обрабатывать участки, удаленные от центра хозяйства, из-за бездорожья.

– Или взять естественную преграду – реку, – развивает мысль Валентина Максимовна. – В Байкаловском районе мы еще смогли переехать на другой берег по мокрому после недавнего разлива реки мосту. А в Слобо-дотурьинском и мостика под волнами не было видно. Хочешь, хозяин, сегодня попасть на собственные сельхозугодья – езжай через Тюмень. Или жди, когда спадет вода. А была середина лета. Когда землю-кормилицу обрабатывать?

Невыгодно становится обихаживать и мелкоконтурные участки, поля и полюшки, разбросанные по территории хозяйств.

Бывает, что забрасывается фермерская земля. Умер хозяин, а наследники не хотят продолжать его дело. Казалось бы, надо экстренно решить вопрос с передачей земли, пока она не заросла. Хорошо если наследники проявят активность. В противном случае, по закону, надо в течение двух лет составлять акты проверок, предупреждать частных собственников. И только потом обращаться в суд с ходатайством об изъятии заброшенной земли.

К слову, подобных судебных прецедентов пока не было. Руководители на местах не всегда знают, как именно надо поступить в той или иной ситуации, а зачастую не привыкли они еще к новым подходам в управлении землей. И на эту тему заводили разговор сотрудники министерства, общаясь с главами местных администраций.

Еще одна проблема. Как, к примеру, должно быть узаконено использование заброшенной земли? Это когда юридический хозяин землю бросил, а другой, рачительный хозяин, ее обрабатывает, деньги вкладывает. «Какая ж вы власть, если не можете отдать мне эту землю, которую я уже три года пашу», – возмущается иной труженик. В том-то и дело, что в настоящее время для оформления земельного участка сельскохозяйственного назначения необходимо определение его в натуре, постановка на кадастровый учет, и только потом возможно заключение договора аренды. Если же данный участок входит в состав коллективно-долевой собственности сельскохозяйственного предприятия, то необходима в обязательном порядке процедура согласования с другими собственниками на выделение из общего массива сельскохозяйственных угодий. То есть, сегодня одним росчерком пера нельзя изъять и передать землю другим пользователям. Это можно сделать, только соблюдая установленный законом порядок.

Специалисты МУГИСО в меру сил старались развеять опасения участников встреч в том, будто предоставление земельного участка может быть только на конкурсной основе, через торги. Что касается земель сельхозназначения, то закон допускает участие в торгах одного заявителя, которому и достается желаемый участок.

Вариант решения еще одной проблемы предлагала В.Кувал-дина на совете глав муниципальных образований Восточного управленческого округа. Речь шла о собственниках, которые до сих пор не обратились за документами на право пользования выделенной землей. К ним плюсуются те, кто все еще не определился, заключить ли им договор коллективно-долевой собственности с сельхозпредприятием или стать фермером. Валентина Максимовна напомнила, что у области есть средства на выкуп земли у таких собственников, с тем чтобы в дальнейшем оформить ее и передать в аренду предприятиям. То же самое могут сделать и муниципалитеты, оформив право муниципальной собственности на землю.

– Естественно, нам интересно покупать крупные земельные массивы и в тех районах, где в них есть потребность, где они будут вовлечены в оборот, – резюмировала Валентина Максимовна...

Специалисты отдела земель сельскохозяйственного, лесного и водного фонда побывают и в других управленческих округах, чтобы глубоко и всесторонне изучить ситуацию, подготовить аналитические документы для выработки конкретных рекомендаций. Они станут фундаментом планомерной работы по вовлечению в оборот брошенных земель сельхозназначения.


Другие материалы по теме: