«Вечерний Екатеринбург», Евгений Сусоров пишет: «Доись, «рыбка», большая и маленькая...Впрочем, в налоговом деле что «киту» здорово, то мелким предприятиям – смерть»

10 августа 2005 (11:00)

Налоговая реформа, стартовавшая в России в 2005 году, преследует две задачи, на первый взгляд, трудно сочетаемые: увеличить собираемость налогов за счёт усиления административного контроля – и помочь развиваться малому и среднему бизнесу за счёт некоторого снижения налогового бремени. Так, в частности, в сфере налога на прибыль уже в 2006 году произойдёт сближение бухгалтерского и налогового учёта, что позволит существенно минимизировать трудозатраты предприятий. Также будут введены инвестиционные льготы, облегчится система налогообложения лизинговых компаний, появятся льготы по НДС в сфере сделок с недвижимостью. Однако изменения, которые коснутся налога на добавленную стоимость и единого налога на вменённый доход, по мнению предпринимателей, могут создать для малого и среднего бизнеса дополнительные проблемы. Противоречивым аспектам налоговой реформы, вызывающим тревогу у предпринимателей, была посвящена вчерашняя пресс-конференция «Налоговые реформы-2005. Последствия для бизнеса».

Фирма-фантом как способ выживания

Что же это за проблемы? По мнению директора одной из аудиторских групп нашего города Татьяны Басмановой, многие изменения в налоговом законодательстве, теоретически нацеленные на облегчение жизни бизнеса, на деле могут затормозить его по причине опять же недоработки законодателем некоторых вопросов. Так, с 2006 года все предприятия будут вынуждены платить НДС не по факту получения денег от сделки купли-продажи, а по мере отгрузки товара - но чёткого определения, что такое отгрузка, в Налоговом кодексе нет. Кроме того, выплата налога на добавленную стоимость не с конечной суммы сделки, а с аванса фактически отвлекает из денежного оборота фирмы 18% от общей стоимости данного товара.

Такой же скепсис вызывают у бизнес-общественности изменения, связанные с так называемой упрощённой системой налогообложения: несмотря на увеличение нижней планки годового дохода предприятия, позволяющей пользоваться этой системой, с 15 до 20 млн. руб., эта цифра должна быть больше – по крайней мере 60–70 млн. руб., уверен исполнительный директор Союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексей Подоялко. Иначе получится так, что фирма, имеющая неплохой годовой доход, но не успевшая за короткий срок укрепиться на рынке, под гнётом налогов будет с этого рынка вытеснена либо уйдёт «в тень». Бюджетам всех уровней, понятное дело, от этого никакой пользы не будет. А уж о самих предприятиях и речи нет: по мнению директора регионального Фонда поддержки женского предпринимательства Валентины Самсоновой, у многих екатеринбургских предприятий сферы услуг реальные годовые обороты намного превышают установленную законом нижнюю планку, и рамочный подход к «упрощёнке» фактически становится для них тормозом. Тормоз для бизнеса – это смерть. А умирать не хочет никто. Вот и появляются полумифические фирмочки с хилым оборотом, на которые упрощённая система налога вроде бы распространяется. Но за этими фирмочками маячит тень реального бизнесмена, который таким отчаянным образом пытается выскочить из налоговой удавки. Законно ли это? Вряд ли. Можно ли понять такого бизнесмена? Можно.

Налоговики тоже честно делают своё дело: пополняют госбюджет. И при конфликтах между налоговыми органами и предпринимателями суды всё чаще берут сторону налоговиков, обвиняющих бизнес в уклонении от налогов. Это происходит потому, считает Татьяна Басманова, что в законе не проведена чёткая и недвусмысленная грань между понятиями «уклонение» и «минимизация». Скажем проще: когда предприятие использует положенную законом льготу или ту же «упрощёнку», а на суде именно это налогоплательщику и вменяется в вину, поневоле начинаешь сомневаться в недвусмысленности закона.

«Единица» о двух концах

Впрочем, некоторый прогноз судьбы предприятий розничной торговли, в частности, магазинов «в доступности шага», экспертами всё же был сделан. Во многих муниципалитетах с 2006 года в компетенцию местной власти попадёт сбор единого налога на вменённый доход (ЕНВД). Подавляющую долю этого налога в бюджеты поставляет как раз розничная торговля/но при высоких коэффициентах налоговой ставки (от 0,8 до 1), на которых настаивают муниципалитеты, мелкие магазинчики и ларьки предпочтут уйти на городскую периферию, где и земля дешевле, и коэффициент меньше. Городские власти можно понять: собираемость налогов из любой центральной городской зоны осуществляется за счёт предприятий крупных, вроде бутиков и дорогих салонов. «Киты» высокий налоговый коэффициент выдержат и не чихнут. А вот «рыбка» помельче... Но не будет же городской бюджет отказываться от сбора законных доходов только потому, что небольшим магазинам и лотошникам «единица» в качестве коэффициента неподъёмна! Однако выход есть: продолжительный и конструктивный диалог между местной властью и бизнесом, в ходе которого должны буду максимально учтены интересы обеих сторон. Именно местной – потому что власть федеральная смотрит взглядом стратега и интересы малого бизнеса мало и учитывает.

Мнения

Что выше:

закон или «интерес»?

Директор аудиторской группы Татьяна Басманова:

– Отношения государства и налогоплательщика сегодня часто рассматриваются через призму понятий «добросовестности» и «недобросовестности», а законодательного определения этих слов не существует, поэтому судебная власть при рассмотрении налоговых споров использует сугубо субъективный подход. Вот зримый пример: одна московская фирма долго использовала льготу по налогу на прибыль, на которую имела право по закону, но суд решил, что данное предприятие «игнорирует общественные интересы» и признал его виновным в уклонении от налогов.

Снижения налогов не заметно

Исполнительный директор Союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексей Подоялко:

– Реального снижения налоговой нагрузки на бизнес пока что не видно, а налоговое администрирование между тем усиливается, причём в сторону презумпции виновности бизнесмена. Это тревожный факт. В 2004 году в России было зафиксировано повышение прибыли в малом и среднем бизнесе, что позволило увеличить собираемость от налога на прибыль в некоторых отраслях до 40%. А налог на прибыль является ключевой составляющей для многих региональных бюджетов. Как в свете грядущих изменений будет развиваться ситуация в следующем году, предугадать трудно.


Другие материалы по теме: