«Российская газета», Вероника Бродская пишет: «В списках не значится. Уральский регион может оказаться за рамками президентской программы»

11 августа 2005 (12:00)

Несмотря на высокий технический и научный потенциал, Свердловская область может оказаться в числе регионов, в которых проект по созданию особых экономических зон будет реализован в последнюю очередь.

В конце июля президент России Владимир Путин подписал давно ожидаемый в бизнес- и ГГ-сообществе законопроект «Об особых экономических зонах». Сразу после наделения ОЭЗ статусом де-юре, российские регионы начали высылать в Москву заявки на создание таких зон. Уже сейчас в Министерстве экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) таких заявок насчитывается более тридцати. Не стала исключением и Свердловская область.

Как сообщил глава области Эдуард Россель, регион выдвинул на придание статуса ОЭЗ «пять или шесть» территорий. «Они по два и десять квадратных километров. Бюджет каждой – по ю млн. евро и один миллион мы должны выделить уже в первый год. Площадками для создания технопарков станут Белоярский и Алапаевский районы и Заречный», – заявил Россель.

К примеру, Заречный сейчас известен как город атомщиков при Белоярской АЭС. Еще в начале девяностых региональные власти мечтали создать в этом небольшом городе, где до 6о процентов населения имеет высшее техническое образование, технопарк, специализирующийся на создании высокоточных приборов, радиоэлектронных технологий. Но привлечь для разворачивания производства достаточно инвестиций не получилось. Сейчас есть надежда на воскрешение инновационных проектов. Под будущий технопарк освободили: площадку бывшей воинской части, размером около 8 квад-. ратных километров. Разрешаются имущественные вопросы между Министерством обороны и местными органами власти. По словам губернатора, все необходимые заявки уже направлены в МЭРТ, теперь свердловские чиновники готовят дополнительные документы.

Однако усилия среднеуральс-ких властей могут быть затрачены впустую. В списке территорий МЭРТ, где создавать ОЭЗ планируется уже в 2006 году, Свердловская область не значится. В перспективе же, возможность региона попасть в федеральную программу целиком и полностью будет зависеть от лоббистских способностей региональных чиновников.

Обещанного три года ждут

Вообще, ведомство Германа Грефа подготовило закон «Об Особых экономических зонах» еще три года назад. Но только после

посещения Владимиром Путиным Индии (где ОЭЗ давно и успешно практикуются) осенью 2004 года, в Новосибирске было организовано совещание по проблемам информационных технологий. МЭРТ внес проект документа в российский парламент i марта. В свою очередь, депутаты и сенаторы одобрили законопроект за рекордный срок - полгода. Особой экономической зоной признается определяемая правительством РФ часть территории России, где действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Создаваемые зоны могут находиться на территорий только одного муниципального образования, при этом территория зоны не может включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

В соответствии с законом на-территории РФ могут создаваться

особые экономические зоны двух типов: промышленно-производ-ственные и технико-внедренческие. Управление указанными зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять соответствующие функции, и его территориальные органы. Резидентами ОЭЗ признаются коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления данной зоной соглашение о ведении соответствующего вида деятельности. Им предоставляется широкий спектр преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности. Промышленно-произ-водственные зоны будут создаваться «в чистом поле» (green field) на территории десяти квадратных километров. Технико-внедренческие зоны планируется создавать на базе научно-исследовательских институтов и ученых городков. Резиденты ОЭЗ будут отбираться по конкурсу, на котором будет оцениваться экономическая эффективность бизнес-проектов.

Закон предусматривает, что резидент промышленно-производ-ственной зоны должен осуществить капитальные вложения не менее ю млн. евро, при чем один миллион евро должен быть инвестирован уже в первый год с даты

заключения соответствующего соглашения. В федеральном бюджете 2006 года будет заложено 8 млрд. руб. на создание транспортной и инженерной инфраструктуры зон – эту часть работы берет на себя государство. Резиденты ОЭЗ будут пользоваться таможенными и налоговыми льготами. Так для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрено понижение ставки единого социального налога до 14% (общая ставка – 26%). В течение первых пяти лет резиденты всех ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. В ОЭЗ будет действовать режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налогов. Закон «Об ОЭЗ» запрещает некоторые виды деятельности на их территории, например, добычу и переработку полезных ископаемых, металлургическое производство, переработку лома черных и цветных металлов, а также производство и переработку подакцизных товаров за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. Строительство ОЭЗ, согласно планам МЭРТ, начнется уже в 2006 году. В 2007 году они начнут свою работу. Первыми регионами, на которых пройдет «обкатка» законопроекта станут Ленинградская, Калининградская и Новосибирская области и Подмосковье.

Лобби во благо

Для реализации ОЭЗ необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти, считает вице-президент Союза металлургов Свердловской области Юрий Верещагин. «ОЭЗ не сможет приносить немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений получается от фирм, выращенных в ОЭЗ, а срок становления фирм обычно равен трем-четырем годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать этот проект весьма сложно. Сегодня малый бизнес, который сможет стать основой ОЭЗ, скептически относится к возможности законодательного облегчения его судьбы - слишком невелика сила его лобби по сравнению с лобби крупного бизнеса. Такого резкого прорыва, как 15 лет назад, во время организации кооперативов, конечно, уже не будет. Сегодня следует особо обратить внимание на такой момент из зарубежного опыта: именно кризис в экономике всегда был толчком к созданию ОЭЗ (Великобритания, Франция, Германия). Их создание – эффективный механизм возрождения и выхода из кризисных ситуаций, – говорит он. Результат их деятельности – экономически благополучные регионы, сотни тысяч рабочих мест. Стоит также отметить, что в лице ОЭЗ в условиях рыночных отношений мы имеем новые формы и структуры интеграции высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, источников финансирования, региональных и местных органов управления и власти, что позволяет эффективно реализовать технологии, присущие индустриально развитой стране XXI века»», – констатировал Юрий Верещагин.

По словам директора фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО Олега Козлова, определение направленности проектов для воплощения в рамках ОЭЗ и лоббирование в целом реализации проекта на той или иной территории, является исключительной прерогативой региональных и местных властей. «На Урале и в Свердловской области, в частности, есть масса реальных и интересных проектов, – говорит Олег Козлов. То, что в число первых регионов для реализации ОЭЗ вошли Ленинградская, Калининградская и Новосибирская области и Подмосковье, а не Свердловская – стоит отнести лишь к расторопности местных властей этих регионов. У нас еще есть шанс - до конца 2005 года Министерство экономического развития и торговли России будет рассматривать все заявки. Конечный же успех будет зависеть от того, насколько интересными окажутся проекты, предложенные свердловскими властями, от их умения привлекать инвесторов».

Kомментарии

Вадим Дубичев, заместитель директора департамента внутренней политики губернатора Свердловской области:

– Никакого повода для паники нет. Пока все регионы России находятся в одинаковых стартовых условиях. Министерство экономического развития РФ будет рассматривать критерии, по которым территориям будет присвоен статус особых экономических зон, в сентябре. Тогда в игру вступят финансово-промышленные группы региона, заинтересованные в лоббировании собственных интересов. Здесь позиции Свердловской области достаточно прочны. Будущие инвесторы, крупные промышленные холдинги, заинтересованы во вложении собственных средств в подобные экономические зоны, поскольку это позволяет им снизить налоговые платежи. Сегодня все необходимые документы как со стороны местной власти, так и со стороны потенциальных инвесторов уже подготовлены.Поэтому можно с большой степенью уверенности предполагать, что если не все, то большинство заявок, будут утверждены.


Другие материалы по теме: