Пресс-центры Екатеринбурга: анализ рынка

12 августа 2005 (15:59)

В данный момент одним из наиболее распространенных и востребованных бизнесов методом налаживания коммуникативных каналов с прессой (как правило, выступающей представителем общественности), является организация пресс-конференций. Такой формат позволяет решить сразу несколько связанных задач: обеспечить выход в информационное пространство VIP-персон компании, организовать общение с максимальным числом СМИ, дать ответы на значительное число разнообразных вопросов, и, через них, установить определенную «обратную связь» с аудиторией.


По мнению экспертов в сфере связей с общественностью, одним из основных показателей, позволяющих качественно оценить итоги пресс-конференции, является количество материалов, вышедших по её итогам в СМИ. Одним из основных показателей, определяющих данный параметр является количество пришедших на мероприятие журналистов, которое, в свою очередь, напрямую зависит от трех основных параметров: актуальности темы пресс-конференции и уровня участвующих в ней персон, качества подготовки к мероприятию со стороны организаторов и значимостью площадки, на которой она проводится.


Если первые два параметра целиком и полностью зависят от самой компании и её отдела по связям с общественностью, то выбор площадки, определяется только желанием устроителей пресс-конференции и их финансовыми возможностями.


Востребованность данного вида услуг привела к формированию в Екатеринбурге конкурентного рынка услуг проведения пресс-конференций. На данный момент в городе функционирует несколько площадок, регулярно используемых для проведения встреч представителей бизнеса с прессой. Однако, как показали опросы представителей средств массовой информации Екатеринбурга, проведенные ИАА «УралБизнесКонсалтинг», далеко не все они пользуются равным вниманием


Для представителей печатных СМИ основными критериями при оценке пресс-центров является достаточное количество мест для прессы. Так, по мнению журналиста издания «Деловой Квартал» Варвары Головатиной, именно наличие достаточного количества рабочих мест для журналистов определяет удобство того или иного пресс-центра. Другим немаловажным фактором, который отметила
редактор службы информации журнала «Директор» Валерия Адамова, является удобное расположение площадки в городе (вблизи транспортных развязок), наличие мест для общения после официальной части пресс-конференции и залов для кофе-брейка или банкета. Телевизионные журналисты в качестве основных критериев оценки пресс-центров указывают наличие мест для телекамер и освещенность помещения. Именно эти параметры в качеств основных отметили репортер канала ОТВ Ксения Телешова и редактор службы новостей СГТРК Вероника Князева. Бренд-менеджер «Студии-41» Валерий Майоров также назвал наличие удобных подъездов к зданию и мест парковки автотранспорта.

Представители всех СМИ в качестве одного из основных критериев, определяющих уровень пресс-центра, выделяют качество работы персонала пресс-центра: прежде всего – ведущего мероприятия, а также уровень подготовки мероприятия – своевременность рассылки приглашений и пресс-релизов, их полноту и информативность, уровень дополнительных материалов, предоставляемых журналистам. Значительную роль при оценке журналистами пресс-центра и значимости проводимых в нем мероприятий играет и имидж площадки, складывающийся, в первую очередь, за уровня организации мероприятий, проводимых в нем ранее.


Согласно мнению большинства журналистов, опрошенных в ходе экспресс-исследования, всем основным критериям в Екатеринбурге соответствуют три площадки. Они же являются наиболее известными среди представителей средств массовой информации. Это пресс-центры информационных агентство ИТАР-ТАСС и «Интерфакс», а также площадка Издательского дома «КоммерсантЪ». На долю этих трех операторов приходится порядка 80% всех пресс-конференций, проводимых в Екатеринбурге. Каждый из пресс-центров проводит от 8 до 20 пресс-конференций в месяц. В разгар делового сезона на каждой площадке может проходить до 2-3 мероприятий в день.


Остальные площадки, предлагаемые для проведения пресс-конференций, не пользуются такой известностью среди журналистов (ни одна из них не была названа более чем 25% процентами опрошенных), что автоматически означает более низкий интерес СМИ к проводимым там мероприятиям, и, как следствие, снижение их эффективности. Более того, многие из них, по мнению представителей СМИ, не соответствуют основным критериям, предъявляемым к пресс-центрам, как по географическому положению, так по оборудованию помещений. Так как пресс-конференции на их территории являются нерегулярными, зачастую такие площадки не располагают квалифицированным персоналом и системой отработанных бизнес-процессов. Все это позволяет экспертам в области связей с общественностью утверждать, что использование таких «альтернативных» площадок и их операторов для проведения мероприятий «стандартного» формата (классическая пресс-конференция) может изначально снизить предполагаемую отдачу от работы с прессой, эффективность их использования представляется сомнительной.


Все три основные площадки для проведения пресс-конференций расположены в центральной части города, вблизи от основных транспортных развязок. Все они сопоставимы по площади и могут вместить от 40 до 50 журналистов. Все три площадки, хотя и в различной мере, оборудованы для работы телекамер, обладают возможностями для подключения дополнительного оборудования, которое может понадобиться для проведения встреч с прессой.


Помимо предоставления площадок для проведения пресс-конференций, пресс-центры оказывают своим клиентам стандартный спектр услуг по подготовке и проведению мероприятий, включающий в себя помощь в подготовке анансов мероприятий, их распространение по средствам массовой информации и, в ряде случаев, обзон последних с приглашениями на пресс-конференцию, проведение аккредитации СМИ, работу ведущего (в том числе – и озвучивание им определенного пакета заранее оговоренных вопросов участникам пресс-конференции). Как правило, в стандартный набор услуг входит расшифровка записи пресс-конференции и её размещение на информационных ресурсах, контролируемых информационными холдингами, составной частью которых являются пресс-центры.


Кроме того, пресс-центры предлагают дополнительные услуги, часть из которых стандартизована (например, мониторинг размещения материалов в СМИ по итогам пресс-конференции, организация фуршетов и кофе-брейков для представителей прессы), а часть – уникальна для каждой площадки. Так, «Интерфакс» обладает возможностью организовать видео-трансляцию мероприятия в сети Интернет в режиме реального времени, сдать в аренду дополнительное техническое оборудование, предоставить переводчика-синхрониста. Пресс-центр ТАСС-Урал обеспечивает участникам конференции консультацию психологов для ведения наиболее эффективного диалога с прессой, а также берет на себя создание по актуальной теме аналитической записки с погружением в мировой, общероссийский и региональный контексты, проведение социологического опроса жителей области об их отношении к тем или иным аспектам данной темы. Пресс-центр «КоммерсантЪ» предлагает своим клиентам информационную поддержку со стороны одноименной газеты, а также проведение выездных пресс-конференций.


«Интерфакс» и ТАСС-Урал, достаточно давно присутствующие на рынке проведения пресс-конференций, на протяжении последних лет соблюдают паритет цен – проведение стандартного мероприятия на обеих площадках стоит одинаково – порядка 30 тысяч рублей. Стоимость дополнительных услуг, предоставляемых обоими центрами, также сопоставима. Пресс-центр Издательского дома «КоммерсантЪ», относительно недавно вышедший на региональный рынок, старается привлечь клиентов более низкими ценами: его услуги практически в два раза дешевле.


Услуги, предоставляемые данными площадками, в общем и целом соответствуют стандарту проведения пресс-конференций, сложившемуся в Екатеринбурге в последние годы, и позволяют решить задачи, которые традиционно ставятся перед таким коммуникативным инструментом, каким является пресс-конференция. В то же время эксперты в области связей с общественностью отмечают, что отличительной чертой их продуктов является унифицированность, ориентация на традиционные потребности, стандартизация, что не всегда соответствует потребностям их потенциальных клиентов.


«В определенном смысле, крупные пресс-центры напоминают информационные фаст-фуды: они предлагают своим клиентам стандартизированный набор готовых продуктов. Качество этих услуг, как правило, удовлетворяет потребителей, заинтересованных в получении стандартного продукта. Но в то же время существуют клиенты, потребности которых выходят за пределы предлагаемого им минимума. Образно говоря, им нужны не стандартные гамбургеры, а блюдо индивидуального приготовления, эксклюзивные информационные услуги. Удовлетворить подобны запросы клиентов сможет только PR-агентство», – полагает управляющий директор ИАА «УралБизнесКонсалтинг» Максим Сусоев.


Основной принцип PR-агентств при работе с заказчиком – не продать ему уже имеющийся продукт (стандартную пресс-конференцию), а создать для него индивидуальную услугу, которая будет поределяться только его потребностями и возможностями. Как правило, такой эксклюзивный продукт включает в себя проведение различных специальных мероприятий, многоуровневую информационную поддержку пресс-конференции, консультационные услуги, а также различные дополнительные сервисы, либо не оказываемые пресс-центрами, либо предоставляемые ими по более высокой цене. Ценовая гибкость и способность привести бюджет мероприятия в соответствие с экономическим возможностями заказчика также являются одной из характерных черт пресс-конференций, организуемых PR-агентствами.


Так, например, специализированные операторы рынка пресс-конференций жестко связаны с одной единственной площадкой, которая не всегда может оказаться удобной для заказчика. Стандартные площадки имеют вполне определенные ограничения как по количеству участников, так и журналистов, на них не всегда возможно провести масштабной презентации или бизнес-ланча. PR-агентство может подобрать площадку в соответствии с потребностями и бюджетом заказчика, организовать мероприятие именно там, где оно окажется более эффективным.


Другие материалы по теме: