Оптовый рынок продуктов питания: на пороге передела

Приход германской корпорации «METRO» может привести к перераспределению рынка мелкооптовой торговли продуктами питания.

Юрий Рыбальченко

Торговый центр «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ», открывающийся 18 августа в Екатеринбурге, станет 17-м по счету магазином германской сети METRO, работающим в России, и более чем 500-м в мире. Его торговая площадь составляет около 8000 квадратных метров, а ассортимент продукции превысит 20000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров.

На сегодняшний день корпорация «METRO Cash & Carry International GmbH» является третьим по величине европейским оператором рынка мелкооптовой торговли. Компания была основана в 1996 в результате слияния METRO Cash & Carry, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG. На данный момент она владеет 504 торговыми центрами более чем в 28 странах мира. По итогам 2004 года торговый оборот компании превысил 26 миллиардов долларов, рост объемов продаж превысил 5,4%, что более чем в 3 раза превосходит рост европейского рынка. В России магазины компании расположены в 9 регионах, в том числе 6 – на территории Москвы. По итогам 2004 года объем продаж компании в России составил 893 миллиона евро, штат сотрудников превысил 5500 человек.

«Россия является стратегическим направлением в развитии бизнеса «METRO Cash & Carry». Мы очень довольны результатами работы на российском рынке за первые несколько лет. В 2005 году мы рассчитываем открыть 8 магазинов METRO Cash & Carry в различных регионах страны, увеличив их общее количество до 22», – отмечает Андреа Мартинелли, генеральный директор ООО «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ», по его словам, экспансия транснациональной корпорации на российский рынок не ограничится Екатеринбургом. «Мы заканчиваем строительство МЕТРО в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, затем состоится открытие торгового центра в Екатеринбурге. На разных стадиях подготовки находятся стройки в Уфе, Челябинске, Тюмени», – отметил директор по развитию «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ» Россия» Мартин Длоуги.

Екатеринбург

Проникновение корпорации на рынок Екатеринбурга было осуществлено в предельно сжатые сроки: от первых заявлений руководства «МЕТРО» до закладки первого камня прошло менее года. Эксперты отмечают высокую скорость согласования всех разрешительных документов компании в различных инстанциях городской администрации, контрастирующую с рядом задержек, возникших при выходе на региональный рынок у другой транснациональной торговой корпорации – компании «IKEA». Между церемонией закладки первого камня и открытием первой очереди магазина прошло 4 месяца. Это своеобразный рекорд по скорости возведения торговых объектов такого уровня.

Уже на церемонии закладки первого камня в основание торгового комплекса руководители компании заявили о своей готовности расширить экспансию на рынок Екатеринбурга. «Мы не оставили своих планов по поводу строительства в Екатеринбурге трех торговых центров. Вторая площадка зарезервирована за нами около будущей «Икеи» на улице Металлургов, по поводу третьей ведутся переговоры с администрацией города», – отметил Мартин Длоуги.

По словам Андреа Мартинелли, в строительство торгового центра в Екатеринбурге будет инвестировано около 20 миллионов долларов, и это на 100% иностранный капитал. Он отмечает, что торговый центр будет работать в режиме мелкооптовой торговли и будет обслуживать представителей малого и среднего бизнеса, в том числе – предприятия общественного питания, продуктовые и многопрофильные магазины, а также готово работать с оптовыми закупщиками продукции из других городов и регионов России.

«Формат кэш-энд-керри – это мелкооптовая торговля и работа только с юридическими лицами.
В обычных супермаркетах не бывает ассортимента в 20000 наименований, мы продаем товар мелкими партиями, торгуем для профессионалов», – отметил Андреа Мартинелли.

Аналитики не исключают, что вторжение столь крупной компании может привести к серьезному переделу сложившегося в регионе мелкооптового рынка. По мнению экспертов, благодаря своим размерам и обороту, «МЕТРО» может позволить себе на протяжении достаточно долгого периода «вхождения» установить демпинговые цены на свою продукцию для того, чтобы вытеснить с рынка местных оптовиков. Аналогичные меры в виде различных бонусов и временных «специальных предложений» могут быть предложены и местным поставщикам. Наблюдатели не исключают, что подобная политика может нанести серьезный удар по существующим оптовым базам и мелкооптовым рынкам, продавцы которых, в силу своей разобщенности, окажутся не в состоянии противостоять крупной международной компании. В результате «МЕТРО» может переключить на себя как местных мелкооптовых покупателей (прежде всего – владельцев торговых точек), так и поставщиков, обслуживающих регионы тюменского Севера, формирующих значительную часть доходов екатеринбургских оптовых рынков и баз.

О своей готовности к жесткой конкуренции с местными продавцами говорит и руководство компании. «Компания чувствует себя вполне уверенно и не признает тот факт, что ей придется выдерживать суровую конкурентную борьбу. Мы не опасаемся конкуренции: наши стратегические преимущества в том, что у нас больше ассортимент, современная технология торговли, высокий уровень автоматизации (собственная IT-система)», – отмечает Андреа Мартинелли.

«Мы знаем о том, что на екатеринбургском рынке есть магазин, который стоит близко к нашему формату, это «Мегамарт», и мы считаем его своим основным возможным конкурентом», – заявлял генеральный директор «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ» Россия».

Впрочем, екатеринбургские конкуренты «МЕТРО» готовы к борьбе за местный рынок. «Поскольку же екатеринбургский рынок заполнен, конкуренция будет вестись за наших клиентов и, хотя иностранные торговые сети имеют преимущества, связанные с федеральной и областной поддержкой, местные торговые сети за счет повышения качества работы с клиентами смогут достойно противостоять конкурентам. Мы признаем, что с приходом «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ» на рынке появится сильный игрок, но считаем, что нам нечего беспокоиться», – полагает генеральный директор «Юнилэнд» Валерий Бубнов. «Мы начинали свою работу в формате «кэш энд керри», но в настоящее время доля розницы у нас в обороте 80%, а оптовая всего 20%», – отметил Валерий Бубнов.

По его словам, приход METRO в Екатеринбург, в первую очередь, ударит по оптовым рынкам, а также возьмет часть розницы у местных ритейлеров.

Впрочем, не исключено, что «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ» сможет составить конкуренцию региональным торговым структурам и на рынке розничной торговли. «Если представители компании «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ» заявляют, что они собираются работать только с юридическими лицами, то это я могу расценить как намеренное введение в заблуждение. Известно, что «МЕТРО» работает в Москве на 90% в розницу, а в Санкт-Петербурге – на 95%», – отмечает гендиректор «Юниленда».

Известно, что компания провела в Екатеринбурге масштабную рекламную кампанию, в ходе которой по офисам значительного числа предприятий Екатеринбурга были распространены «карты клиента «МЕТРО», дающие представителям предприятий право на приобретение товаров со значительной скидкой. Эти карточки были предназначены именно для потенциальных розничных покупателей.

Поставщики

По мнению аналитиков, новая компания будет вынуждена бороться не только за расположение клиента, но и за надежного поставщика. У многих экспертов возникают вполне обоснованные сомнения в том, что местная промышленность, в первую очередь пищевая, сможет удовлетворить резко возникший спрос на ее продукцию. Ведь практически одновременно открывается «МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ» и GROSSMART.

Аналитики предполагают, что вполне возможно возникновение определенного товарного дефицита, что, в свою очередь, может вызвать интерес местных производителей и повлечет увеличение производства. Но возможно иное следствие: другие участники рынка, менее крупные, останутся без поставщиков, а производители, обнаружив, что им гарантирован сбыт, не станут увеличивать выпуск товаров и «бороться» за его качество.

С другой стороны, вполне возможна такая ситуация, что резко возросшее предложение на товарном рынке не найдет спроса.

Некоторые специалисты считают, что кризиса поставок не будет, так как «МЕТРО» получает от местных поставщиков только часть товаров, а остальное закупает через сервисную компанию Metro Group Buying.

«В Екатеринбурге, так же, как и везде, где мы создаем наши магазины, 20% товара пойдет от местных поставщиков. Планируются поставки из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других городов России, а также мы собираемся принести на рынок наш интернациональный ассортимент», – отмечает директор по закупкам продовольственных товаров Стивен Кригер.

«Что касается поставщиков, то они, скорее всего, предпочтут работать с нами, чем с METRO, особенно те, с кем мы давно сотрудничаем. Не всех устроит цена, которую требует METRO за размещение товаров на полках», – заключил генеральный директор «Юнилэнд» Валерий Бубнов.

Перспективы

По мнению экспертов, усиление конкурентной борьбы на рынке, возможно, приведет к улучшению качества обслуживания населения за счет того, что иностранный оператор принесет с собой современные технологии торговли, а местные сети будут вынуждены подтягиваться за ним.

«Появление торговых сетей с мировыми брендами на рынках Екатеринбурга вызовет жесткую конкуренцию, которая будет способствовать улучшению качества обслуживания клиентов», – считает Валерий Бубнов.

Впрочем, конкуренция между «МЕТРО» и региональными торговыми сетями уже грозит выйти за рамки экономического противостояния, основанного на стремлении превзойти оппонента по количеству и качеству предоставляемых товаров и услуг. За несколько дней до открытия первого екатеринбургского торгового центра компании рядом СМИ была распространена информация о том, что магазин «МЕТРО» расположен в зоне повышенной радиоактивной опасности, проистекающей из-за выхода из тектонического разлома газа радона. Представители компании однозначно расценили подобные заявления как проявление недобросовестной конкуренции со стороны ряда местных торговых компаний. Более того, наблюдатели не исключают, что, помимо «МЕТРО», её жертвами могут стать и другие торговые сети. Так, по словам член-корреспондента Российской Академии Наук, специалиста в области ядерной геофизики Владимира Уткина, на территории выхода радона расположен весь район ЖБИ, в том числе торговые центры «Монетка» и центральный универмаг сети «Кировский».

Наблюдатели не исключают возможности дальнейшего продолжения PR-кампании против «МЕТРО», равно как и ответных действий международной сети, направленных на упрочение своего положения на региональном рынке. Чем закончится подобное противостояние и кто выйдет из него победителем, покажет только время.


Другие материалы по теме: