«Уральский рабочий», «Фирма по выбиванию долгов»

1 сентября 2005 (12:54)

«Вернем долги» – подобного рода объявлениями пестрят сегодня рекламные издания, ими жe оклеены заборы и фонарные столбы. Множатся и наводящие ужас слухи о методах работы мастеров, прозванных в народе вышибалами.

Попробуем разобраться, что в этих слухах правда, а что вымы сел, и почему в наши дни процветают фирмы по выбиванию долгов

Игра должна стоить свеч

Тему для нашего расследования предложил постоянный читатель «УР» Леонид Игоревич В.

– Дал я в долг знакомому пятьдесят тысяч рублей, – рассказал он в редакции. – Наверное, для кого-то эта сумма пустяк, а для меня почти все накопления. Заемщик в срок деньги не вернул и стал избегать встреч со мной. Я навел справки и узнал, что банковский счет его пуст, доходов, по крайней -мере официальных, не имеется. В общем, прогорел мой должник, а вместе с ним и я. И тут на глаза мне попалось объявление: «Поможем вернуть безнадежные долги». Я обрадовался, позвонил по указанному телефону.

Встречу Леониду Игоревичу назначили в тихом месте – в малолюдном кафе. Человек с повадками сотрудника компетентных органов расспросил его об обстоятельствах дела, о личности заемщика. Услыхав цифру долга, не стал скрывать разочарования и объяснил, что они берутся за более крупные дела, так как накладные расходы велики, и игра должна стоить свеч. «Сколько вы берете за услуги?» – поинтересовался Леонид Игоревич. «От двадцати до пятидесяти процентов долга, – прозвучало в ответ. – И чем меньше долг, тем больше процент, иначе работать невыгодно».

– Отдавать половину денег мне резону не было, – вздыхает Леонид Игоревич, – и я отказался от помощи. Да и честно говоря, страшновато стало. Собеседник расспрашивал, есть ли у моего должника дети, близкие родственники, дорожит ли он ими. И я лодумал: вдруг он угрозами, шантажом начнет действовать? Не хватало мне в уголовщину вляпаться.

Что ж, опасение вполне резонное.

Вне стен суда

По закону все имущественные споры, в том числе и по поводу невыплаты кредита, должны разбираться в суде, и принудительное взыскание долгов допустимо лишь по его решению. Однако банки и частные кредиторы крупного формата в суде, как правило, управы на недобросовестных должников не ищут. Они предпочитают переуступать свои долги специальным фирмам, доверяя им разбираться с клиентом. Сотрудники этих фирм в суд тоже не идут, а разруливают ситуацию вне его стен. Почему?

Да потому, что гражданско-правовой путь долог и тернист, а главное – он не дает стропро-центной гарантии возврата денег. Ни для кого не секрет, что судебные процессы отнимают уйму времени: заседания могут многократно откладываться и переноситься из-за неявки то ответчика, то его адвоката, то по причине чьей-нибудь болезни. В результате же хлопот максимум чего добьется кредитор, это принудительного погашения долга частями, в час по чайной ложке.

А вот агентства по выбиванию долгов рамками закона не стеснены, от приставов-исполнителей не зависят, они действуют жестко и целеустремленно: сами выносят решение и сами же его исполняют – причем без сантиментов. Ни один судья не обратит взыскание на квартиру, в которой проживает должник, а частные вышибалы, не колеблясь, заставят продать ее в счет погашения долга, и если вырученных средств окажется недостаточно, вынудят пустить с молотка и жилье родственников – бабушек-дедушек, родителей, братьев и сестер.

Загнанному в угол человеку могут предложить и такой выход: взять еще один кредит, но уже в банке, который с данной фирмой по выбиванию долгов не связан. Ради того, чтобы вернуть деньги заказчику, вышибалы готовы подложить свинью чужим финансистам. Они даже помогают оформить документы, где нет и помину о уже существующем долге. Конечно, должнику это дает лишь временную передышку – до той поры, пока к нему не явятся крутые парни от нового кредитора.

«Мы не садисты»

– Только не надо изображать нас уголовниками и садистами! – хохотнув, заявил сотрудник фирмы, чей телефон подарил мне Леонид Игоревич. – Мы работаем с солидными людьми и банками, которым скандалы ни к чему. Все делается тихо, культурно, без пыток и мордобоя.

– Что же придает весомость вашим аргументам? Почему при вашем посредничестве погашаются самые безнадежные долги?

– Наши сотрудники имеют хорошее образование, солидный опыт оперативной службы. Они обучены вычислять мошенников и умеют убедить их отдать присвоенное. Не скрою, с теми, кто берет товары или деньги в кредит с заведомо нечестными намерениями, по фальшивым документам, мы обходимся сурово: сначала заставляем их расплатиться, потом передаем милиции. Вор должен сидеть в тюрьме. Мне нравится эта формула. А вам?

– Мне тоже. Но меня смущает, что частные лица вторгаются в сферу компетенции людей в погонах. Согласитесь, тут есть почва для произвола.

– Согласен. Но слуги закона загнаны в прокрустово ложе современных законов, во многом потворствующих преступным элементам. У нас работают те же менты, но им не надо постоянно бояться обви-

нении в нарушении прав человека, в превышении полномочий– всего того, чем тюкают сейчас оперов, следователей, прокуроров. Оттого и результативность у нас на высоте.

Все довольны, всем спасибо

На легальных основаниях у нас в стране могут действовать частные охранники и частные детективы. Существование частных приставов-исполнителей, сиречь частных сборщиков долгов, законом не предусмотрено. Как же ухитряются работать агентства по выбиванию долгов? Оформляются они либо как юридическая организация, либо как некое ООО – общество с ограниченной ответственностью.

Некоторые из этих контор отпочковались от финансовых учреждений. Бурный рост кредитования подарил банкирам не только прибыли, но и недобросовестных должников, и это вынудило создавать структурные подразделения, занимающиеся возвращением кредитов. В них хлынули бывшие милиционеры, военные, фээсбэшники – профессионалы, владеющие навыками сыска и... принуждения.

Конечно, работа эта не всегда позволяет сохранить руки чистыми. Даже если откровенный криминал в деятельности вышибал отсутствует, от буквы закона им отступать все же приходится. Они не могут обойтись без слежки, без прослушивания телефонных разговоров, без финансового сыска. По закону же следить, подслушивать, подсматривать, вторгаться в частную жизнь можно лишь с санкции суда. Никто, разумеется, частнику такой санкции не даст, но он все равно конфиденциальную информацию добудет. Как? Либо нарушит закон, либо прибегнет к помощи правоохранительных органов.

Альянс между самозваными мытарями и сотрудниками милиции, службы безопасности, налоговой инспекции образуется не так уж редко и к взаимной выгоде. Частные сыщики, не скованные инструкциями и дефицитом финансов, находят должника, где бы он ни скрывался, и «убеждают» его вернуть кредит, а также набежавшие проценты и пени. Ну а стражи закона могут поставить галочку в отчете о раскрытом уголовном деле и посадить охотника за чужими деньгами на скамью подсудимых. Все довольны, всем спасибо.

Кстати

В Уголовном кодекс имеются две статьи, позволяющие привлечь к ответственности тех, кто брал кредит с заведомой целью не возвращать денег. Это статья 159 «Мошенничество» и 165-я «Причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием».


Другие материалы по теме: