«Вечерний Екатериннбург», Семён Богуславский пишет: «Цены на бензин ставят рекорды. Правительство предпринимает меры»
15 сентября 2005 (12:58)
Цены на бензин продолжают стремительно расти. По данным Росстата, за последнюю неделю августа они выросли на 0,5%. Эксперты предрекают, что в сентябре бензин подорожает чуть ли не в 3 раза быстрее, стремясь к новым рекордам.
Дорожающий бензин и дизтопливо в первую очередь бьют по отечественным сельхозпроизводителям. «Рост цен на ГСМ, – заявил председатель комитета Совета Федерации по аграрной политике Геннадий Горбунов, – напрямую влияет на конкурентоспособность нашего аграрного сектора. Бензин – основная статья производственных расходов. Не случайно на встрече с Президентом звучали предложения либо заморозить цены, либо отменить акцизы с ГСМ, продаваемых сельчанам, что позволило бы снизить цены на 25-30%».
Но страдают не только сельхозпроизводители. Цены на бензин отражаются на стоимости любого товара, вплоть до буханки хлеба и пачки молока. Их ведь тоже везут на автомобилях.
По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, идёт борьба с нарушителями антимонопольного законодательства. «В 2004 году было возбуждено 20 дел, по 10 из них установлены факты нарушения антимонопольного законодательства, – заявил он. – В доход федерального бюджета перечислено около 100 млн. руб., в
этом году возбуждено 7 дел». Однако, по словам Анатолия Голомолзина, нарушения антимонопольного законодательства только отчасти являются причиной роста цен. Основная же – ситуация на внешнем рынке. Слишком привлекателен экспорт нефти. И чем больше её вывозится из страны, тем выше дефицит внутри, а значит, и цены. Поэтому, сказал замруководителя ФАС, «сейчас применяются принципы внешнеторгового регулирования, устанавливаются пошлины с целью защиты внутреннего рынка». Он напомнил, что пошлина установлена на уровне 140 $ за тонну и что её планируется повысить до $ 170-180. Помимо совершенствования методов внешнеторгового регулирования ФАС считает целесообразным задействовать часть запасов нефти из госкомрезерва.
Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша считает, что «единственный выход, который есть у правительства, – это ограничение экспорта. Если это сделать, то в стране останется больше нефти и цены пойдут вниз. Однако этого никто не хочет делать, потому что от экспорта зависит бюджет, стабилизационный фонд и так далее, – заявил он. – Но, с моей точки зрения, сегодня нет никакого другого рецепта мгновенной стабилизации цен. Всё, что предлагают Минэкономразвития и Минпромэнерго, конечно, правильно, но сыграет свою роль только в отдалённой перспективе».
В Минпромэнерго согласны, что остановить рост цен на бензин поможет лишь комплексное изменение системы налогообложения нефтяной отрасли. Главное звено цепочки, считают в Минпромэнерго, – дифференцированный подход к взиманию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Предлагается на первом этапе на год установить фиксированную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 826,5 руб. за тонну, а после октября 2006 года дифференцировать НДПИ. Это, по замыслам разработчиков, приведёт к более рациональному использованию природных ресурсов и расширению ресурсной базы ТЭКа. К тому же должны быть приняты меры по повышению качества добываемой нефти. Чем выше качество нефти, тем выше качество нефтепродуктов и ниже себестоимость их производства. В результате увеличатся объёмы производства нефтепродуктов, произойдёт быстрое наполнение внутреннего рынка и снижение розничных цен.
Дорожающий бензин и дизтопливо в первую очередь бьют по отечественным сельхозпроизводителям. «Рост цен на ГСМ, – заявил председатель комитета Совета Федерации по аграрной политике Геннадий Горбунов, – напрямую влияет на конкурентоспособность нашего аграрного сектора. Бензин – основная статья производственных расходов. Не случайно на встрече с Президентом звучали предложения либо заморозить цены, либо отменить акцизы с ГСМ, продаваемых сельчанам, что позволило бы снизить цены на 25-30%».
Но страдают не только сельхозпроизводители. Цены на бензин отражаются на стоимости любого товара, вплоть до буханки хлеба и пачки молока. Их ведь тоже везут на автомобилях.
По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, идёт борьба с нарушителями антимонопольного законодательства. «В 2004 году было возбуждено 20 дел, по 10 из них установлены факты нарушения антимонопольного законодательства, – заявил он. – В доход федерального бюджета перечислено около 100 млн. руб., в
этом году возбуждено 7 дел». Однако, по словам Анатолия Голомолзина, нарушения антимонопольного законодательства только отчасти являются причиной роста цен. Основная же – ситуация на внешнем рынке. Слишком привлекателен экспорт нефти. И чем больше её вывозится из страны, тем выше дефицит внутри, а значит, и цены. Поэтому, сказал замруководителя ФАС, «сейчас применяются принципы внешнеторгового регулирования, устанавливаются пошлины с целью защиты внутреннего рынка». Он напомнил, что пошлина установлена на уровне 140 $ за тонну и что её планируется повысить до $ 170-180. Помимо совершенствования методов внешнеторгового регулирования ФАС считает целесообразным задействовать часть запасов нефти из госкомрезерва.
Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша считает, что «единственный выход, который есть у правительства, – это ограничение экспорта. Если это сделать, то в стране останется больше нефти и цены пойдут вниз. Однако этого никто не хочет делать, потому что от экспорта зависит бюджет, стабилизационный фонд и так далее, – заявил он. – Но, с моей точки зрения, сегодня нет никакого другого рецепта мгновенной стабилизации цен. Всё, что предлагают Минэкономразвития и Минпромэнерго, конечно, правильно, но сыграет свою роль только в отдалённой перспективе».
В Минпромэнерго согласны, что остановить рост цен на бензин поможет лишь комплексное изменение системы налогообложения нефтяной отрасли. Главное звено цепочки, считают в Минпромэнерго, – дифференцированный подход к взиманию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Предлагается на первом этапе на год установить фиксированную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 826,5 руб. за тонну, а после октября 2006 года дифференцировать НДПИ. Это, по замыслам разработчиков, приведёт к более рациональному использованию природных ресурсов и расширению ресурсной базы ТЭКа. К тому же должны быть приняты меры по повышению качества добываемой нефти. Чем выше качество нефти, тем выше качество нефтепродуктов и ниже себестоимость их производства. В результате увеличатся объёмы производства нефтепродуктов, произойдёт быстрое наполнение внутреннего рынка и снижение розничных цен.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Российский топливный союз: Повышение экспортной пошлины на нефть может посл ...
- Цены производителей на бензин за август 2005 года выросли на 3,4%
- Цены производителей на бензин за август 2005 года выросли на 3,4%
- Минпромэнерго предложил Правительству поднять экспортную пошлину на нефть, ...
- Бензин в РФ вскоре может подорожать до 20 руб. за литр