«Уральский рабочий», Любовь Шаповалова пишет: «Дачная амнистия. В чьих интересах правительство легализует самострой»

16 сентября 2005 (13:00)

Недавно мой сосед по коллективному саду вдвое увеличил свой земельный надел: к пяти «официальным.» соткам приплюсовал еще столько же за садовым забором, где по-партизански сажает картошку.

Собственно, точно так же поступают некоторые другие члены садоводческого товарищества: разрабатывают целину по другую сторону ограждения, обносят проволокой или частоколом и используют под картошку. Естественно, самовольно прирезанные участки нигде не зарегистрированы, налог с них никто не платит. Отчасти по этой причине никто не оформляет самостийные картофельные плантации в собственность. А если б кто захотел, три пары башмаков стоптал бы и втридорога заплатил за нужные бумаги. В соседнем кооперативе только за межевание приватизируемых участков садоводам пришлось скидываться по 1800 руб. с носа.

– Теперь оформлю «заграничную» делянку в собственность, раз правительство предлагает упрощенную процедуру регистрации,– радуется мой садовый сосед амнистии, недавно объявленной кабинетом министров. – Чай, пять соток земли не лишние.

Если судить по разъяснениям, которые дали в СМИ члены кабинета, ради блага огромного числа мелких собственников и объявляется «прощеный» год. То есть в течение 2006 года гражданам предлагается легализовать все самовольно возведенные постройки (дома, дачи, гаражи) и земельные участки при них.

Зная, каким немыслимыми бюрократическими заморочками обставлено оформление прав собственности, правительство основательно «пропололо» законодательство в этой области, и теперь «самопальщику» достаточно написать явку с повинной, чтобы стать законным владельцем недвижимости, которой он уже владел де-факто. Если Государственная дума согласится с предложениями кабинета, то к 1 января 2007 года число собственников существенно возрастет. Насколько точно – узнаем из Единого государственного реестра недвижимости, куда внесут все амнистированные постройки и участки.

Кто успел, тот и съел

Попадет ли под амнистию мой сосед с самовольно прирезанными картофельными сотками – еще не факт. Как утверждают ее инициаторы, все-таки какой-то минимум документов, доказывающих право на земельный участок и строения, будущий собственник должен иметь. Хотя бы такие, какие выдавались до 1997 года, когда были приняты Земельный кодекс и закон о регистрации.

В противном случае нарушается некая нравственная константа.

Получается, самостийные захватчики, когда-то прибравшие к рукам государственную собственность, оказались в выигрыше. А законопослушные граждане, постеснявшиеся последовать их примеру, остались в дураках.

Помнится, как в конце девяностых годов «зеленая» общественность Каменска-Уральского отчаянно сражалась с нашествием гаражей, которые нагло вырастали чуть ли не под каждым кустом. Дело дошло до того, что с десяток «крутых» автовладельцев окопались на территории... стадиона.

Под давлением возмущенных горожан районная администрация решила снести незаконные постройки, даже пригнала на стадион технику, но потом позорно ретировалась. Бульдозеристы отказались идти на таран, испугавшись (и не без оснований!) мести репрессируемых гаражников. И что, таким «застройщикам» тоже выйдет амнистия?

Есть примеры и помасштабнее. Скажем, особняки, незаконно построенные в водоохранной зоне реки Чусовой (об этой истории мы напоминали в номере за 10 сентября), дача бывшего областного прокурора Кузнецова на берегу Макаровского водохранилища, легитимность которой пытается доказать областная прокуратура, и т.д.

Правда, главный российский борец с новыми латифундистами заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь уверяет, что на нарушителей природоохранного законодательства амнистия не распространяется. Но верится в это с трудом: в российских СМИ гуляет версия, что сама идеи амнистии родилась в подмосковных дачных поместьях, на которые в последнее время точит зуб природоохранное ведомство. Получить индульгенцию и закрыть тему хотели бы многие из клиентуры Митволя.

«Свой дом» на чужой земле

Работники племзавода-колхоза имени Я. М. Свердлова Сысертского района в связи с этим беспокоятся, не закрыли бы уголовное дело, которое заведено на одного из недобросовестных застройщиков, покусившегося на колхозную собственность. Речь идет о некоем фонде «Свой дом».

История экспроприации колхозной земли началась три года назад. В один прекрасный день в правлении появился некий господин весьма респектабельного вида и сделал заманчивое предложение: построить для тружеников села современный поселок. Все хлопоты небесный посланник, он же – директор ООО «Строительные технологии» г-н Янковский, – брал на себя.

Беспорточные колхозники должны внести свою долю землей, передав новообразованный некоммерческий фонд содействия строительству индивидуального жилья «Свой дом» 24,6 га лугов в деревне Большое Седельниково. Расчет предполагался по такой схеме: за каждый гектар – один комфортабельный коттедж. 24 га – 24 коттеджа для колхозников.

На Рублевке тесно

Будущие новоселы уже предвкушали райскую жизнь на фоне сельской пасторали. Но, как оказалось, автор амбициозного проекта вовсе не их имел в виду, описывая прелести благоустроенного деревенского быта. В печати появились объявления о продаже земельных участков под коттеджную застройку. Средняя стоимость – около тыс.и долларов за сотку. Средний участок – тридцать соток.

Для состоятельных екатеринбуржцев Сысертский район – что Рублевка для москвичей. В живописном, экологически чистом пригороде имеют виллы многие известные персоны из областного центра. Шикарные поместья, обнесенные каменными стенами, вытесняют скромные лачуги аборигенов, наступают на крестьянские наделы.

Ушли влет и 24 га возле пруда в деревне Малое Седельниково, где намеревались поселиться животноводы и механизаторы из племколхоза. Вместо них благословенную землю осваивают около полусотни бизнесменов и чиновников из Екатеринбурга.

Обманули мужиков

– О том, что нас обманули, мы узнали случайно, после перевыборов бывшего председателя Михаила Павловича Попова, – рассказывает руководитель племколхоза имени Я. М. Свердлова (с недавнего времени – агрофирма «Патру-ши») Светлана Сиромака. – Когда принимали от него дела, обнаружили массу поддельных документов, в том числе – протоколов общего собрания колхозников». Разразился скандал.

Колхозники выяснили, что; их не только оставили без жилья, но увели из-под носа еще 82 га пахотной земли: два огромных поля возле деревни Малое Седельниково и села Патруши. На том и на другом участке некие фирмы собирались возводить элитные поселки, один из них должен был носить претенциозное название «Канадская деревня».

По мнению Светланы Николаевны, самую неблаговидную роль в этой афере сыграл как раз Попов, который за спиной у колхозников провернул незаконную сделку. Именно поэтому бывший председатель, получивший вотум недоверия на отчетно-выборном собрании, никак не хотел уступать свой пост преемнику. Сначала опротестовал решение колхозников в суде, потом устроил штурм здания правления, добиваясь «самоотречения» нового председателя.

Поле под арестом

Мы побывали на том месте, где фантазия архитектора «Канадской деревни» нарисовала «уникальный коттеджный поселок на тихой и красивой опушке, окаймленной густым лесом».

Ровное, как стол, поле задорно топорщится свежескошенной стерней. Трактор попыхивает трубой у ближнего перелеска.

– Они ведь, «канадцы», здесь уж даже колышки вбили, участки разметили,– обводит рукой горизонт Владимир Мишин, заместитель председателя агрофирмы. – Но мы колья повытаскивали и засеяли землю.

Поле сейчас под арестом. Его наложил Сысертский районный федеральный суд – пока расследуется уголовное дело по факту мошенничества. Уголовное дело возбудила Сысертская межрайонная прокуратура, ведет его старший следователь райотдела милиции Э. Аминов,

Ходорковский отдыхает

По словам Эдуарда Наильевича, в масштабе области оно вполне тянет на дело Ходорковского в масштабе страны – в смысле скандальности. Во-первых, по рыночным расценкам стоимость «прихватизированных» колхозных земель тянет на миллионы долларов. Во-вторых, мошенники не могли бы действовать столь нагло, не имея мощного прикрытия в чиновничьей среде.

Причем уголовное разбирательство ведется пока лишь относительно 82 га земли возле Большого Седельниково и Патрушей. В Малом Седельниково клиенты фонда «Свой дом» уже вовсю окапываются возле пруда, при этом перегородив подходы к нему для остальных жителей деревни.

Кто из новоиспеченных помещиков поосмотрительнее, на время затаился: а вдруг колхозникам все же удастся оспорить сделку, в результате которой они остались и без земли, и без жилья? Хотя потерпевшие признаются: против толстосумов воевать тяжело. Тем более теперь, когда правительство пообещало амнистию застройщикам-захватчикам.

А кто сказал, что амнистия проводится в пользу бедных?


Другие материалы по теме: