Эволюция бренда: от приобретения для себя к обретению себя

19 сентября 2005 (10:58)

Находясь в окружении товаров, человек ориентируется не на их потребительские качества, а на то, насколько обладание тем или иным брендом позволит приблизить мир реальный к миру, созданному PR и рекламой. Таким образом, покупая, потребитель получает ответ на вопрос «А кто же я?» в зеркале, созданном целой индустрией, генерирующей знаки, символы и смыслы. Об этом – Максим Сусоев, управляющий директор PR-агентства «УралБизнесКонсалтинг».

В постиндустриальном обществе, в которое медленно, но верно погружается и Россия, основной проблемой становится вопрос дистрибьюции: продать товар становится значительно сложнее, чем произвести.

Вещи перестают быть ценными сами по себе. Способность того или иного товара удовлетворять потребности больше не определяют его стоимость.

В то же время обесценивание, инфляция вещей приводит к ревальвации знаков. Это видно на примере бренда, история которого, по сути, начинается с именного клейма ремесленника. Ставя его на свое изделие, тот тем самым удостоверял свое авторство, возлагал на себя ответственность за созданный артефакт.

Долгое время бренд функционировал по законам классической семантики, выступал как означатель, отсылал к расположенному вне его смыслу, в конечном итоге – к авторитету владельца клейма. Т.е. бренд только удостоверял декларируемые качества товара, но сам не добавлял ему никаких дополнительных преимуществ и нисколько не увеличивал стоимость вещи, а лишь позволял идентифицировать ее.

В постиндустриальном обществе ситуация меняется кардинально. Избыток товаров делает их самостоятельную индивидуальную ценность в глазах потребителя ничтожно малой. Если горшки, произведенные даже одним ремесленником, отличались друг от друга, были индивидуальными, то современные продукты похожи, как клоны, что, кроме всего прочего, порождает проблему «буриданова осла» – как выбрать из такого их многообразия, когда в их потребительских качествах просто не существует разницы?

См. также: http://archive.urbc.ru/service.asp

Полный текст статьи расположен по адресу:


Другие материалы по теме: