Игорный бизнес: перспективы развития

Игорный бизнес является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Свердловской области, обеспечивающей стабильные поступления в региональный и муниципальный бюджеты.

На протяжении последних лет в России в целом и в Свердловской области в частности сложилась относительно новая для нашей страны отрасль экономики – игорный бизнес. После нескольких лет достаточно быстрого развития, связанных с ним неизбежных «болезней роста» в виде уличных игровых автоматов и первых казино, сейчас этот сектор экономики входит в фазу цивилизованного развития. По мнению экспертов, первая тяга населения к игре уже удовлетворена, сам игорный рынок близок к насыщению, на нем появляется неизбежная конкуренция. Первыми её следствиями становится постепенное вытеснение с рынка неспециализированных заведений. Количественный рост сменяется качественным. Первые казино, зачастую не имевшие должного оборудования, обученного персонала, сменяются современными игровыми комплексами, оборудованными в соответствии со столичными и европейскими стандартами и предлагающими полный спектр игровых услуг. Постепенно исчезают уличные и магазинные автоматы, которые сменяются комфортабельными игровыми клубами.

«В настоящее время в нашей области мы наблюдаем положительную тенденцию изменения структуры игорного бизнеса. Постепенно ликвидируются уличные и магазинные автоматы, появляются современные залы с комфортабельными условиями для потребителей. Таким образом, сегодня происходит естественная стабилизация рынка, бизнес укрупняется, саморегулируется. Сейчас на рынке жесткая конкурентная борьба, и в ближайшем будущем небольшие залы будут вытеснены с рынка крупными сетевыми компаниями», – отмечает президент Уральской ассоциации развития игорного бизнеса Алексей Галагузов.

«Я считаю, что формирование крупных сетей игровых залов существенно облегчит контроль над соблюдением предприятиями игорного бизнеса требований законодательства, так как основная масса нарушений действующего законодательства в настоящее время приходится на единичные игорные заведения», – считает он.

На сегодняшний день игорный бизнес является одним из самых социально ответственных секторов региональной экономики. При его поддержке реализуются многие социально значимые проекты. Так, Уральская ассоциация развития игорного бизнеса при поддержке администрации города Екатеринбурга провела реконструкцию и полное восстановление Дворца культуры «Эльмаша», выпустила в свет уникальную книгу «Дворец культуры Эльмаша: из прошлого в будущее», открыла музей истории благотворительности на Урале. Одновременно ею оказывается помощь воспитанникам детского дома Октябрьского района города Екатеринбурга, реализуются программы в сфере дополнительного образования и досуга детей, праздничных мероприятий, посвященных 60-летию со Дня Победы, для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, клубов, творческих мастерских и секций для родителей и детей.

В этой связи следует отметить, что на данный момент игорный бизнес является одним из наиболее стабильных и предсказуемых источников поступления средств в бюджет области и Екатеринбурга. В 2003 году объем поступлений налога в консолидированный бюджет области составил 26,8 миллиона рублей, в 2004 году – уже 253 миллиона рублей, за период с января по июль 2005 года поступления составили 324 миллиона. По прогнозам УАРИБ, общая сумма поступления налога в 2005 г. может составить 550 миллионов рублей, а в следующем году, в случае при принятия приемлемой ставки налога на игорный бизнес, составит около 1 миллиарда рублей.

Налог

Одним из препятствий на пути развития игорного бизнеса может стать экономическое давление со стороны государства, осуществляемое, прежде всего, через налогообложение. Накануне принятия бюджетов различных уровней на следующий год, парламентарии различных уровней выступали с рядом инициатив, направленных на значительное увеличение налогов на игорный бизнес. Так, в частности, Государственная Дума РФ рассмотрела предложение об удвоении максимальной и минимальной ставок налога на игорный бизнес, рекомендованных регионам России.

В проекте бюджета Свердловской области на 2005 год областное правительство заложило коэффициент повышения налога на игорный бизнес в размере 20%. По мнению экспертов рынка, такая ставка экономически оправдана и не будет препятствовать развитию игорного бизнеса.

«Я как представитель организаций-участников игорного бизнеса Свердловской области считаю, что налоговые ставки на объекты налогообложения игорного бизнеса в 2006 г. следует увеличить на 20%. На мой взгляд, налог необходимо установить в следующих размерах: на игровой автомат – 4500 рублей, на игровой стол – 72000 рублей, на кассу букмекерской конторы – 60000 рублей, на кассу тотализатора – 60000 рублей», – отмечает Алексей Галагузов.

Одним из препятствий на пути развития игорного бизнеса может стать экономическое давление со стороны государства, осуществляемое, прежде всего, через налогообложение. Накануне принятия бюджетов различных уровней на следующий год, парламентарии различных уровней выступали с рядом инициатив, направленных на значительное увеличение налогов на игорный бизнес. Так, в частности, Государственная Дума РФ рассмотрела предложение об удвоении максимальной и минимальной ставок налога на игорный бизнес, рекомендованных регионам России.

В проекте бюджета Свердловской области на 2005 год областное правительство заложило коэффициент повышения налога на игорный бизнес в размере 20%. По мнению экспертов рынка, такая ставка экономически оправдана и не будет препятствовать развитию игорного бизнеса.

«Я как представитель организаций-участников игорного бизнеса Свердловской области считаю, что налоговые ставки на объекты налогообложения игорного бизнеса в 2006 г. следует увеличить на 20%. На мой взгляд, налог необходимо установить в следующих размерах: на игровой автомат – 4500 рублей, на игровой стол – 72000 рублей, на кассу букмекерской конторы – 60000 рублей, на кассу тотализатора – 60000 рублей», – отмечает Алексей Галагузов.

В то же время, ряд региональных политических деятелей выступил с инициативой увеличить налог на игорный бизнес в несколько раз, до максимума, предусмотренного федеральным законодательством. По их мнению, такие меры не только позволят наполнить бюджет, но и приведут к искоренению «социального зла», которым многие из них считают игорный бизнес.

Между тем, эксперты рынка уверены, что повышение ставки налога более чем в 1,2 раза приведет к целому ряду негативных последствий как для экономической, так и для социальной ситуации в области.

В частности, Алексей Галагузов полагает, что следствием чрезмерного налогового гнета может стать сворачивание и уход «в тень» целой отрасли экономики. «Увеличение налога на игорный бизнес скажется, в первую очередь, на цивилизованных игорных заведениях, аккуратно выплачивающих все налоги. Те «теневые» заведения и полулегальные уличные автоматы, которые мешают нормальному развитию нашего бизнеса, от увеличения налога не пострадают, так как они его не платят.

В результате развитие отрасли остановится. Многие предприниматели вынуждены будут свернуть бизнес, максимально сократить свое участие в социальных программах, прекратить развитие индустрии, другие – уйти с рынка.

Данной позиции придерживаются и многие депутаты Законодательного собрания Свердловской области. «Проект чрезмерного повышения налога на игорный бизнес экономически неэффективен и даже вреден», – считает член комитета Областной думы Свердловской области по бюджету, финансам и налогам Георгий Перский. «Повышение налога может стать и вредным для экономики области. В частности, мы можем столкнуться с отраслевым бойкотом», – отметил депутат Областной думы.

«Необоснованное повышение ставки налога на игорный бизнес – это неправильный подход к контролю за данным сегментом рынка, все решения в этой сфере должны быть экономически обоснованны», – полагает председатель комитета Свердловской Областной думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.

«Для того, чтобы экономически эффективно регулировать игорный бизнес, необходимо разделить три основных блока этого бизнеса: игровые автоматы, игорные столы и букмекерские конторы. Предложение, которое подготовлено министерством экономики в отношении игровых автоматов и с которым в принципе соглашаются представители игорного бизнеса, хотя и говорят, что такая мера для них несколько тяжела, – это увеличение ставкиналога на 20%», – считает он.

«Такая ставка достаточно разумна, т. к., с одной стороны, не позволит перевести автоматы в теневой бизнес, а с другой – будет приносить в бюджет необходимые доходы», – сообщил Владимир Терешков.

По мнению заместителя председателя комитета Областной думы Свердловской области по бюджету Евгении Талашкиной, принимая законопроект о налоге на игорный бизнес, необходимо найти золотую середину между интересами областного бюджета и бизнеса.

«Этот налог может принести в бюджет 700-800 миллионов рублей, и эту сумму можно довести до 1 миллиарда рублей. Мы не можем отказаться от такого источника пополнения бюджета, т. к. их и так немного. В противовес негативным мнениям по отношению к игорному бизнесу, данная отрасль продолжает развиваться и пополнять консолидированный бюджет Свердловской области, а также и городской бюджет», – отмечает она.

«Увеличение налога на игорный бизнес не будет способствовать пополнению бюджета Свердловской области», – считает депутат Областной думы Константин Карякин.

«При росте ставки налога в данном сегменте рынка начнутся поиски путей ухода от налогообложения, а в итоге поступления в бюджет не вырастут», – пояснил Константин Карякин. «В отношении игорного бизнеса налоговое давление – это не основное и не принципиальное средство воздействия, гораздо важнее организационные меры. Ведь до сих пор не проведена даже полная ревизия игровых аппаратов», – полагает он.

Как отметил председатель городской думы Екатеринбурга Евгений Порунов, заявления ряда депутатов о запрещении игорных заведений необоснованны.

«Игорный бизнес является в России легальным, и поделать с этим наши депутаты ничего не смогут. Да и нет необходимости создавать в городе некий «юридический вакуум», особое юридическое поле. Другое дело, что существует необходимость определенным образом контролировать этот бизнес, определять места для размещения игровых заведений, но это работа совершенно другого характера» – считает Е. Порунов.

Контроль

Между тем, сфера игорного бизнеса действительно нуждается в определенном контроле со стороны государства и закона. Однако, по мнению экспертов, этот контроль должен осуществляться не запретительными методами, призванными подорвать экономическую основу бизнеса и заставить его уйти в тень, а должен регламентировать работу игорных заведений, позволить оберегать рынок от недобросовестных игроков.

Подобная регламентация могла бы быть осуществлена на законодательном уровне. Однако на данный момент, по словам председателя комитета по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга Дмитрия Ноженко, на сегодняшний день в России действует более 10 нормативных актов, в той или иной степени регламентирующих работу игорных заведений, но они устарели и нуждаются в доработке. ДмитрийМежду тем, сфера игорного бизнеса действительно нуждается в определенном контроле со стороны государства и закона. Однако, по мнению экспертов, этот контроль должен осуществляться не запретительными методами, призванными подорвать экономическую основу бизнеса и заставить его уйти в тень, а должен регламентировать работу игорных заведений, позволить оберегать рынок от недобросовестных игроков.

Подобная регламентация могла бы быть осуществлена на законодательном уровне. Однако на данный момент, по словам председателя комитета по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга Дмитрия Ноженко, на сегодняшний день в России действует более 10 нормативных актов, в той или иной степени регламентирующих работу игорных заведений, но они устарели и нуждаются в доработке. Дмитрий Ноженко считает, что единое законодательство даст возможность более четко регламентировать эту сферу. «Мы настояли на том, чтобы депутаты вернулись к рассмотрению единого законопроекта об игорном бизнесе, но внесли в него существенные поправки. Хотелось бы, чтобы по этому закону можно было цивилизованно выстроить бизнес на ближайшие 10-15 лет», – отметил он.

«Мы должны выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в закон об игорном бизнесе РФ с целью упорядочивания этого бизнеса. В частности, необходимо проводить тщательную инспекцию игровых автоматов, которые зачастую перепрограммируются, следить за их качеством и соответствием стандартам. Кроме того, автоматы должны быть перенесены с улицы в специально отведенные для них места, где можно осуществлять реальный налоговый контроль, а также контроль за контингентом игроков», – считает Владимир Терешков.

Определенная деятельность уже сейчас ведется органами власти в контакте с представителями игрового бизнеса. «На сегодняшний день мы нашли способы ликвидации несанкционированных игровых автоматов. Министерство торговли, питания и услуг совместно с Уральской ассоциацией развития игорного бизнеса разработали методические рекомендации по размещению игровых автоматов», – отмечает заместитель министра Министерства торговли, питания и услуг Надежда Шестакова.

«Эти рекомендации разосланы по муниципальным образованиям Свердловской области с целью уменьшения количества игровых автоматов, размещаемых на улицах и в магазинах. Так как на данный момент не существует документа, регламентирующего расположение игровых автоматов, мы пытаемся воздействовать таким образом в рамках правового поля», – сообщила Надежда Шестакова.

Эти меры могут принести свои плоды уже в краткосрочной перспективе. «В ближайшее время в Екатеринбурге останутся только игорные заведения, залы которых оборудованы соответствующим образом. Сегодня крупные игроки этого бизнеса, так же как и мы, заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг. Цивилизованные игорные заведения Екатеринбурга всегда доступны для различных проверок: как налоговых органов, так и санитарно-эпидемиологического надзора. На сегодняшний день необходимо, чтобы игорные заведения, которые собираются продолжать свою деятельность, достигли подобного уровня», – отмечает заведующий сектором экономического анализа Комитета по организации бытового обслуживания Максим Афанасьев.

«Очевидно, что уже в этом году сократилось количество игровых автоматов, размещенных на улицах и в магазинах. К 2006 г. мы планируем убрать с улиц и из магазинов абсолютно все игровые автоматы. Налоги с подобных автоматов чаще всего укрываются, а денежные средства в бюджет не перечисляются», – сообщил Максим Афанасьев.

Итог

Эксперты рынка сходятся в том, что, в случае если со стороны государства не будут приняты необдуманные меры в отношении налогообложения игорного бизнеса, данная отрасль экономики в ближайшее время продолжит развитие в направлении роста цивилизованности и повышения конкурентной борьбы.

«Мы уверены, что в 2006 году при благоприятном налоговом климате в регионе продолжится развитие игорного бизнеса, а следовательно, сохранятся положительные тенденции развития игорного бизнеса. Игорные заведения будут функционировать в структуре крупных развлекательных центров с широким комплексом услуг для всей семьи, заметно улучшится качество обслуживания потребителей в игорных заведениях», – отмечает Алексей Галагузов.


Другие материалы по теме: