«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова пишет: «Тюменскую водку выдавливают с рынка»

10 ноября 2005 (11:58)

Тюменские производители алкогольной продукции снижают объемы производства. Как сообщили «Ъ» в региональной лицензионной палате, за 9 месяцев 2005 года падение составило порядка 37%. Игроки рынка считают, что производство алкоголя падает вслед за уменьшением спроса на крепкий алкоголь. По их мнению, спасти предприятия от банкротства может продажа бизнеса. Эксперты считают, что инвесторам мелкие производители алкогольной продукции не интересны, поэтому вскоре встанет вопрос об их ликвидации.

По данным лицензионной палаты Тюменской области, с января по сентябрь нынешнего года объемы производства спирта в регионе сократились на 37,1%, а алкогольной продукции (водка, вино, ликер) - на 36,7%. Так, по словам генерального директора ОАО «Заводоуковский спиртоводочный завод» Ивана Германова, в 2004 году объемы продаж спирта упали на 10%, а по итогам 2005 года ожидается сокращение на 50% (в прошлом году завод реализовал 260 тыс. декалитров спирта. – «Ъ»). «На данный момент предприятие недополучило 15 млн рублей ожидаемой прибыли. Не исключено, что эта сумма к концу нынешнего года еще увеличится», – рассказал господин Германов.

Тяжелая ситуация со сбытом продукции складывается и на ОАО «Ишимский винно-водочный завод». Как рассказал генеральный директор предприятия Coco Гилашвили, объемы продаж всей алкогольной продукции завода сократились на 20%, в том числе крепленого вина – на 83%. Если в 2004 году на «Ишимском ВВЗ» произвели 427 тыс. декалитров алкоголя, то в 2005 году планируется – всего 343 тыс. декалитров. Сумму денежных потерь господин Гилашвили не смог назвать, однако подчеркнул, что она будет значительной.

«Ъ» На территории Тюменской области работают три предприятия по производству алкогольной продукции. Среди них три производителя крепких напитков ОАО «Заводоуковский спиртоводочный завод» (основные торговые марки – водка «Врата Сибири», «Поклевский»), ОАО «Ишимский винно-водочный завод» (настойка «Клюквенная», водка «Шпилька»), ОАО «Бенат» (водка «Губернский стандарт», «Бенатовская»). В данный момент на реконструкции находится ОАО «Золотая рожь», которое планирует выпускать водку («Ъ» писал об этом 18 октября). Все предприятия работают в низшем ценовом сегменте.

Игроки рынка считают, что основная причина снижения объемов производства – завышенные акцизные ставки на крепкие алкогольные напитки, что делает продукцию местного производства неконкурентоспособной по сравнению с напитками, ввозимыми с Северного Кавказа. «В текущем году ставка акциза на 0,5 л бутылки водки увеличилась на 9% и составила 29 рублей 20 копеек. Это значит, что минимальная отпускная цена легальной продукции не может быть меньше 50 руб., в рознице стоимость увеличивается до 70-80 рублей. В то же время средняя цена водки, завезенной с Северного Кавказа, в магазине - 50 руб.», - пояснил господин Германов.

А директор ОАО «Золотая Рожь» Юрий Овчинников указал на то, что Министерство сельского хозяйства РФ тормозит расширение сбыта производителей алкоголя. «Прежде чем начать отпускать продукцию покупателю, производитель спирта должен получить соответствующее разрешение от Минсельхоза. Чиновники же могут рассматривать заявку в течение нескольких месяцев», – пояснил он. Впрочем, участники рынка не отрицают, что есть и объективная причина – общее падение спроса населения на крепкие алкогольные напитки, и напротив увеличиваются объемы потребления пива и коктейлей.

По мнению игроков рынка, спасти тюменские предприятия алкогольной промышленности от возможного банкротства может только продажа бизнеса. Так, «Заводоуковский спиртоводочный завод» уже давно начал искать инвестора, но пока безуспешно. Эксперты же считают, что мелким производителям независимо от прилагаемых усилий придется уйти с рынка. Аналитик ИК «Уралсиб» Марат Ибрагимов считает: «Не больших производителей алкогольной продукции уже ничего не сможет спасти. Они никогда не занимались маркетингом, не вкладывали средства в раскрутку собственных брендов. Поэтому в условиях жесткой конкуренции на рынке алкогольной продукции, им не выжить. Инвесторам устаревшие производственные мощности также не интересны».

В то же время руководитель уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф прогнозирует уход с рынка в следующем году ряда региональных производителей. По его словам, в соответствии с новой редакцией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции», до 1 июля 2006 года предприятиям, производящим водку необходимо увеличить уставный капитал до 50 млн рублей, остальным участникам рынка алкогольной промышленности – до 10 млн рублей. Кроме того, с 2006 года производители будут уплачивать акцизы в 100% объеме (в настоящее время 20%.–«Ъ»), что потребует дополнительных оборотных средств. Также им необходимо будет пройти перелицензирование, что предполагает уплату сбора в размере 3 млн руб. По мнению господина Тафа, большинство региональных игроков не сможет выдержать такой финансовой нагрузки. Поэтому, как считают эксперты, в перспективе на российском рынке алкогольной продукции останутся 15-20 крупных игроков.


Другие материалы по теме: