«Ведомости», Василий Кудинов, Татьяна Романова, Евгения Ватаманюк пишут: «Хоум Кредит» нашел «Эльдорадо. Торговая сеть поможет банку выдать заемщикам $3 млрд»

11 ноября 2005 (11:58)

Право кредитовать покупателей крупнейшей в стране сети по торговле бытовой техникой – «Эльдорадо» - отвоевал у конкурентов банк «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Он пошел на такие уступки торговцам, что другие банки просто вынуждены были капитулировать, говорят участники рынка. Зато эксклюзивное сотрудничество с «Эльдорадо» поможет банку выдать кредитов на $3 млрд за два года.

Торговой группе «Эльдорадо» принадлежит 732 одноименных магазина электроники и бытовой техники в 476 городах России и на Украине. По собственным данным группы, ее продажи в 2004 г. составили 12,5 млрд. Основной владелец «Эльдорадо» - ее президент Игорь Яковлев. Участники рынка электроники и бытовой техники полагают, что «Эльдорадо» контролирует более 20% российского рынка. По подписанному в апреле с крупным европейским ритейлорам Dixons Group договору опциона до 2011 г. Dixonsможет выкупить «Эльдорадо» за $1,9 млрд.

«Хоум Кредит энд Финанс Банк» принадлежит чешской компании Ноте Credit Finance, специализирующейся на потребкредитовании. За первое полугодие кредитный портфель банка составил 22,9 млрд руб. «Хоум Кредит» считает, что треть кредитов в магазинах выдает именно он.

До конца 2003 г. эксклюзивная возможность кредитовать покупателей «Эльдорадо» была у банка "Русский стандарт» - лидера рынка потребительского кредитования. Только за январь - август этого года «Эльдорадо» обеспечило этому банку 28% прироста портфеля потребительских кредитов, хотя в магазинах сети работают и банки-конкуренты, включая и «Хоум Кредит».

Однако еще в начале года торговая сеть решила вернуться к прежней системе и объявила среди банков тендер по выбору эксклюзивного партнера, который получает право предоставить кредитов более чем на $3 млрд в течение двух лет. Но за это от банка требовался денежный взнос и страховка «Эльдорадо» от возможных потерь, если банк в одиночку не справится с наплывом заемщиков. Банку также предлагалось определить фиксированный доход, поступления сверх которого (т. е. разница между эффективной рыночной ставкой и теми условиями, на которых банк готов работать) отходили бы магазину. Кроме того, на решение о выдаче кредита он должен тратить не более 15 минут, причем оно должно быть положительным в 90% случаев. Во всяком случае такие условия были изложены в тендерной документации, копия которой имеется у «Ведомостей».

Представители «Эльдорадо» отказались обсуждать условия и ход тендера по выбору банка-партнера.

Победитель уже к 1 сентября должен был начать работу не менее чем в 400 магазинах, а к 1 декабря - во всех магазинах сети в России. Однако к назначенному сроку выбор партнера так и не был сделан, поскольку банки не соглашались на столь жесткие условия, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из заинтересованных банков. «Согласиться на такие условия для нас означало бы работать в убыток», - признается заместитель председателя правления одного из банков. «Логика магазина понятна - большой процент отказа в кредитах отпугнет клиентов. Но тогда риск банка должен перекрываться процентной ставкой», - добавляет его коллега из другого банка.

Менеджер сети, торгующей бытовой техникой, сообщил «Ведомостям», что тендер завершился в октябре победой банка «Хоум Кредит». В этом банке отказались от комментариев, однако о его победе уже знают и конкуренты. По сведениям банкиров, «Хоум Кредит» намерен довольствоваться доходностью в 24-26% годовых, зато «Эльдорадо» посулило банку, что в результате маркетинговых приемов 80% от всех продаж сети будут идти .в кредит. В 2004 г. почти половина продаж «Эльдорадо» приходилась на торговлю в кредит, и в этом году сеть рассчитывает продать в кредит товары на $1,6 млрд при общей выручке в $3,5 млрд.


Другие материалы по теме: