Пенсионные накопления: тенденция к обесцениванию

Реальная покупательная способность пенсионных накоплений россиян, аккумулированных в Государственном пенсионном фонде, в 2004 году снизилась на 5-6%.

Целью пенсионной реформы, осуществление которой было начато Правительством РФ в 2002 году, было осуществление постепенного перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения, существовавшей в России с советских времен, к накопительной. Основным принципом распределительной системы, действовавшей до 2002 года, было правило «общего котла»: работающие граждане перечисляли средства в пенсионный фонд, который использовал их для выплат пенсионерам. Эти средства распределялись государством на всех граждан, получающих пенсию на текущий момент, при этом размер ее не всегда напрямую зависел от трудового вклада того или иного человека. Она начислялась независимо от того, сколько в средств было перечислено конкретным работником в ПФР.

При накопительной системе часть отчислений поступает уже не в общий фонд, а на накопительный счет конкретного человека. Таким образом, гражданин, работая, уже начинает накапливать свою пенсию.

В настоящий момент в составе единого социального налога Пенсионный фонд России получает 28% от размера фонда оплаты труда; эти средства идут на формирование трех частей государственной пенсии. Фиксированная базовая (или социальная) часть устанавливается государством, которая не зависит от стажа и зарплаты работника. Она выплачивается всем пенсионерам, вне зависимости от их рабочего стажа, но, при этом, оставляет относительно небольшую сумму. Вторая часть — страховая — в некоторых пределах зависит от пенсионных взносов конкретного человека и рассчитывается как сумма уплаченных за застрахованное лицо страховых платежей в течение всей его трудовой деятельности с учетом индексации, также зависит от уровня средней заработной платы по стране и поправочных коэффициентов. И, наконец, третья, накопительная часть, зависит от накопленной суммы застрахованного лица и ожидаемого периода выплат пенсии. На размер первых двух частей каждый отдельный гражданин практически не имеет возможности повлиять непосредственно. Однако, у каждого есть возможность распорядиться накопительной частью будущей пенсии.

Суммы, отчисляемые работодателем каждого работающего гражданина России в качестве платежей в накопительную пенсию, аккумулируются на его персональном счете в одном из пенсионных фондов, управление активами которого должна производить управляющая компания. На данный момент в РФ таких управляющих компаний всего 56: одна государственная, созданная при Государственном пенсионном фонде РФ Внешэкономбанком, и пятьдесят пять частных, победивших в соответствующем конкурсе и получивших лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Чтобы определить судьбу накопительной части пенсии, можно ничего не делать. В этом случае управлять накопительной частью будет государственная компания, то есть Внешэкономбанк. Это государственная организация, имеющая специфические черты. Фактически, на данный момент, его функцией является банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности несуществующего государства (СССР). Он имеет банковскую лицензию СССР, — но не имеет российской. Он ведет операции с ценными бумагами, но не имеет лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

Желающий распорядиться накопительной частью пенсии иначе, то есть передать негосударственной управляющей компании, должен совершить некоторые действия. Узнав, где находится отделение Пенсионного фонда, необходимо прийти туда и отдать подписанное собственноручно заявление о переводе накопительной части пенсии под управление той или иной управляющей компании. Либо дойти до нотариуса, который установит личность и проверит дееспособность, после чего заверит подпись на указанном выше заявлении. Это нотариально заверенное заявление можно отправить в ПФ по почте. Либо найти список уполномоченных банков (по закону — организаций, с которыми у ПФ есть соглашения о взаимном удостоверении подписей), подписать заявление там, заверить его (в отличие от посещения нотариуса) бесплатно и направить все в тот же Пенсионный фонд.

Однако, за 3 года работы негосударственной пенсионной системы менее 5% граждан России воспользовались возможностью передать свои пенсионные накопления в управление негосударственным пенсионным фондам.

Государственный пенсионный фонд

Таким образом, большинство россиян продолжает хранить свои средства в Государственном пенсионном фонде, которым управляет Государственная Управляющая компания Внешэкономбанк. Согласно закону, деятельность этой компании должна быть направлена на сохранение и преумножение доверенных ей гражданами средств, с тем, чтобы их покупательная способность к моменту выхода плательщика не только не уменьшилась, но, напротив, возросла, и дала ему возможность получать пенсионные выплаты в виде дивидендов с капитала.

Однако, согласно извещениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в пенсионном фонде РФ по состоянию на 1 января 2005 год, доход от инвестирования средств пенсионных накоплений в процентах от среднегодовой стоимости чистых активов составил 5,5%. Напомним, что уровень инфляции в России в 2004 г. составил 11,7%. Следовательно, реальная покупательная способность средств граждан, размещенных в Государственном пенсионном фонде, уменьшилась, сами средства — обесценились.

По мнению независимых экспертов фондового рынка, это является закономерным следствием инвестиционной политики Внешэкономбанка, основной экономической задачей которого является не столько преумножение отданных под его контроль денежных средств, сколько привлечение инвестиций в государственные ценные бумаги, то есть, фактически, кредитование государства.

«Деньги лиц, которые не подали заявки об их переводе в частные управляющие компании, переводятся в государственную управляющую компанию — Внешэкономбанк. Однако этот банк решает совершенно иные задачи, в частности, урегулирование вопросов внешнего долга России. Таким образом, во Внешэкономбанке возникает конфликт интересов: с одной стороны, он должен обеспечить доходность по пенсионным накоплениям, с другой — кредитовать правительство под минимальный процент, вкладывая средства в государственные ценные бумаги. 5,5% в этом случае — это максимальная доходность, которую он может обеспечить», — отмечает директор ЗАО ИК «Благодать-Секьюритиз» Всеволод Чащин.

«Государственный пенсионный фонд заведомо не может приносить прибыль, так как он размещает средства только в государственные ценные бумаги. Такие вложения приносят не более 6-7% доходов. Учитывая собственные нужды банка, вкладчикам останется около 5,5% годовых. Надежда на изменение этой ситуации появится только вместе с существенным снижением уровня инфляции в России», — считает директор ЕФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

Негосударственные Пенсионные Фонды

На первый взгляд, в этой ситуации Негосударственные Пенсионные Фонды могут стать реальной альтернативой государственной пенсионной системе. Клиент, доверивший управление накопительной частью трудовой пенсии НПФ выходит из системы государственного пенсионного обеспечения и поступает в частную пенсионную систему.

«Частные управляющие компании и НПФ в свою очередь не ограничены в плане размещения средств. Поэтому они способны показать сравнительно большую доходность. В тоже время, в сотрудничестве с такими компаниями есть определенный риск: на определенных этапах их работы средства вкладчиков могут быть потеряны», — отметил Константин Селянин.

Но, несмотря на большую свободу в размещении средств, частные управляющие компании зачастую также ставят своей целью не столько приумножить, сколько сохранить накапливающиеся на индивидуальных счетах пенсионные деньги граждан от инфляции.

«Средний доход нашего фонда от инвестирования средств пенсионных накоплений в 2005 г. составил 6-7%. Этот показатель объясняется тем что, в этом году существовало опасение дефолта, поэтому задачей для пенсионного фонда было не приумножение, а сохранение пенсионного резерва», — сообщил директор НПФ «Северная казна» Игорь Черкасов.

«По итогам 2004 г. НПФ «Семейный» произвел перечисление инвестиционного дохода на счета вкладчиков по ставке 10,02% годовых», — отметили представители НПФ «Семейный».

«В прошлом году доходность многих негосударственных пенсионных фондов была достаточно низкой, так как главным образом зависела от политики управляющей компании», — рассказал вице-президент НПФ «Уралвагонзавод» Михаил Федотов.

В числе причин такого положения, кроме опасений дефолта, эксперты называют: недоверие населения к различным частным фондам, опасения финансовых «пирамид», низкую доходность ценных бумаг, в особенности государственных.

«В НПФ существует определенный риск потери денег. Средний период действия негосударственных пенсионных фондов — 5-6 лет, поэтому есть шанс, что компания, которой вы доверяете свои средства, не доживет до того времени как наступит пенсионный возраст», — замечает Всеволод Чащин.

По словам заместителя управляющего отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Салтанат Бахтикиреевой, в 2004 г. только 15 из 55 ЧУКов смогли обеспечить доходность выше той, которую показала государственная управляющая компания.

На это накладывается еще и то, что после долгих лет реформ население крайне осторожно реагирует на правительственные нововведения.

«Непопулярность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) объясняется тем, что россияне им не доверяют, равно как и всей пенсионной системе. Сейчас большинство граждан не знают, каким образом можно распорядиться своими средствами и не верят, что пенсионная реформа реально работает. За 2 года действия реформы чуть больше 1% населения передало свои средства в ГПФ, более 95% — нигде не разместили свои средства и их деньги оказались в Пенсионном фонде РФ по умолчанию. Это говорит о низком уровне информированности граждан в этой сфере», — отмечает Константин Селянин.

Прогнозы

Опубликованные в ноябре предварительные итоги работы негосударственных пенсионных фондов за 2005 год позволяют прогнозировать определенное изменение ситуации с пенсионными накоплениями. Целый ряд негосударственных пенсионных фондов, прежде всего — связанных с крупными финансовыми учреждениями и финансово-промышленными корпорации, продемонстрировали темпы роста сбережений, в 2-3 раза превосходящие показатель инфляции. Так, доходность инвестирования средств под управлением УК «УРАЛСИБ» на 1 октября 2005 года составила 36,40% годовых в рублях. За этот же период УК «НИКойл-Сбережения» заработала для застрахованных лиц 33,74% годовых, УК «Аккорд Эссет Менеджмент» — 33,61% годовых в рублях.

Среди причин, позволивших НПФ добиться таких показателей специалисты называют благоприятную ситуацию на рынке, профессиональное управление активами. А также большое значение для развития новой пенсионной системы имел приказ Министерства Финансов РФ, формулирующий стандарты раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений. Застрахованные лица теперь смогут получать все необходимые сведения поквартально. Следовательно, сегодня каждый сможет реализовать свое право выбрать квалифицированного управляющего на основе ясной и доступной информации.

Эксперты считают, что, анализируя итоги работы новой пенсионной системы, необходимо осознавать, что 2004 год, во многом, не был показательным. Система еще не заработала должным образом, еще не все законодательные механизмы были отработаны. В 2005 году пенсионные фонды должны показать большую доходность, чем ранее.


Другие материалы по теме: