«Комсомольская правда», Валерий Бугаев пишет: «Правительство откладывает налоговую амнистию?»

29 ноября 2005 (10:44)

Минфин объявил о переносе сроков легализации капиталов российских граждан.

С 1 января 2006 года в России должна была начаться амнистия капиталов, припрятанных гражданами от налогов. Летом законопроект, подготовленный Министерством финансов, был одобрен правительством. Но на днях выяснилось, что согласование не закончено до сих пор и отпущение налоговых грехов откладывается как минимум на полгода.

Почему затягивается принятие закона, кого он коснется и что даст российской экономике и гражданам? Эти вопросы «Комсомолка» задала экспертам.

13 процентов. Кто меньше?

Весной Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать механизм упрощенного декларирования капиталов, вывезенных из России в 1990-х годах. По разным оценкам, тогда за рубеж «убежало» $200 - 300 млрд. «Эти деньги должны работать на нашу экономику, а не болтаться в оффшорах», - сказал президент в своем послании Федеральному собранию. И назвал несколько важных условий: перевести деньги в российский банк, подать налоговую декларацию, уплатить 13-процентный сбор.

Уже к августу в Минфине поспел законопроект, в котором все обозначенные президентом условия были соблюдены. Но, представляя его в правительстве, министр финансов Алексей Кудрин дал понять, что круг граждан, которых будут ждать в налоговых инспекциях, намного шире.

- Это позволит легализовать зарплаты, - предположил Кудрин, - снизить беспокойство граждан при крупных покупках и использовать средства как для собственного потребления, так и для инвестирования в малый бизнес или акции.

Тут же со всех сторон посыпалась критика. Упреки, высказанные авторам законопроекта, можно разложить по нескольким пунктам.

Первый. Простым гражданам нечего легализовывать. Да, треть всех зарплат, выплачиваемых в стране, выдается в конвертах. Да, сокрытием доходов от уплаты налогов грешат очень многие. Но деньги эти расходятся на повседневные нужды, люди живут от получки до получки, и вряд ли найдутся желающие идти в налоговую инспекцию, чтобы добровольно отдать 13% от своих и без того невысоких доходов.

Второй. Деньги, вывезенные за границу, не лежат там мертвым грузом, а давно вложены в акции, недвижимость, производство. Так что на бизнесменов, ворочающих теневыми миллионами, тоже надежды мало.

Третий. 13 процентов - довольно высокая ставка. Власть руководствуется той логикой, что именно столько у нас составляет подоходный налог. Между прочим, один из самых низких в Европе. И прощать грехи за меньшую плату было бы несправедливо по отношению к тем гражданам, которые добросовестно платили налоги. Бизнесмены предлагали снизить «отступные» до 9% -по такой ставке в России облагаются дивиденды. А взгляды независимых экономистов еще либеральнее.

- Правильнее было бы вообще не брать никаких сборов и уничтожить налоговые декларации за предыдущие годы, начать жизнь с чистого листа, - считает директор Департамента стратегического анализа консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев.

- Именно так несколько лет назад поступили в Казахстане, и в ходе амнистии там было легализовано более 400 миллионов долларов. И наше государство гораздо больше получило бы от работы этих денег в экономике, чем взяв 13 процентов. Будто мы не мучаемся вопросом, куда девать нефтедоллары!

Четвертый, пожалуй, самый, важный упрек авторам законопроекта состоял в том, что деньги необходимо переводить на счета в российские банки. Так что любой, кто откликнулся бы на призыв власти и вернул капиталы на родину, тут же попал бы под колпак финразведки. Она отслеживает все банковские операции на сумму 600 тыс. рублей и свыше.

Подождем еще полгода

Видимо, в том виде, в каком законопроект первоначально представил Минфин, он не устроил не только бизнесменов, но и главного заказчика -Кремль. На днях замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что Минфином подготовлен новый вариант налоговой амнистии. И, поскольку в новом варианте министерство «сильно вышло за первоначально обозначенные рамки, Минфин обратился в государственно-правовое управление президента для того, чтобы проанализировать юридические последствия принятия документа».

Из-за этого сроки проведения амнистии откладываются.

Но, по словам Сергея Шаталова, «вопрос сроков не является критическим» и амнистия может начаться не 1 января, как планировали, а «может быть, и 1 июля».

Банки исключаются?

Что же касается новшеств, то они в основном сводятся к тому, что теперь Минфин предлагает не ставить обязательным условием для легализации капиталов перевод денег на счета в российские банки.

Пусть гражданин подаст декларацию, уплатит 13-процентный сбор, а капиталы могут по-прежнему оставаться за границей. В таком случае становится непонятным, зачем вообще городить огород. Ведь одна из главных целей этой акции - вернуть беглые капиталы в Россию и заставить их работать на нашу экономику, а вовсе не получить сиюминутную выгоду от уплаченных в казну процентов.

К тому же, если из цепочки легализации капиталов исключить банки, это вовсе не значит, что человеком, подавшим декларацию, не заинтересуется финразведка. Ведь по уплаченным 13 процентам очень легко посчитать, какая сумма была легализована. И от вопроса «Откуда деньги?» все равно никуда не деться.

- Вся эта кампания по легализации доходов идет в никуда, - считает Игорь Николаев.

По мнению эксперта, амнистия не будет успешной, потому что сроки ее проведения безнадежно упущены. Года два с половиной назад для легализации доходов было самое подходящее время. А потом Генпрокуратура взялась ломать «ЮКОС», посыпались одна за другой повторные налоговые проверки, в ходе которых крупным компаниям доначисляли крупные штрафы, и доверие бизнеса к власти поостыло.

- После кнута пряник уже не сработает, - заключает Игорь Николаев.


Другие материалы по теме: