«Аргументы и факты», Дмитрий Давыдов пишет: «Строительство «Уральского БАМа» будут начинать с уголовных дел»

8 декабря 2005 (11:00)

Национальный проект «Урал промышленный — Урал Полярный», получивший поддержку Президента РФ Владимира Путина в Челябинске летом нынешнего года, находится на грани репутационного провала в среде потенциальных инвесторов, не только российских, но и особенно иностранных. Устранять угрозу нужно с помощью оптимизации в руках государства транспортно-строительных мощностей.

Такой вывод содержится в аналитической записке, направленной в администрацию Президента РФ специальной независимой исследовательской группой проекта, созданной, по неофициальным данным, по поручению главы администрации президента в июле нынешнего года. Устроив нечто похожее на «особую шпионскую миссию», Кремль в лучших традициях экс-главы администрации президента Дмитрия Медведева позаботился о том, чтобы анализ реальной ситуации вокруг инвестиционного мегапроекта общей стоимостью более полутора миллиардов евро велся без влияния местных сил, априори заинтересованных в том, чтобы начать освоение этих средств. Впрочем, обо всем по порядку.

Как рассказал нашему корреспонденту один из участников группы, заместитель директора Российского института инвестиционного анализа Сергей Дергачев, по мнению аналитиков, если проект «Урал промышленный - Урал Полярный» как строительный заказ будет поручено выполнять структурам и руководителям, уже зарекомендовавшим себя как неэффективные распорядители средств, это может обрушить весь проект, так как это однозначно отпугнет инвесторов. В этой связи под большим вопросом судьба главной части президентского проекта - строительство коридора от станции Полуночное Свердловской железной дороги до станции Обская, начального пункта железнодорожной ветки на Бованенково (500 км), которая была начата еще в советское время, построена сегодня наполовину (268 км) и в настоящее время, по официальным данным, эксплуатируется во временном статусе. Вот уже более 20 лет строительство на этом направлении ведет «Ямалтрансстрой», бывшее спецобъединение советского Минтранса, а ныне частное акционерное общество. По сути, за это время именно вокруг «Ямалтранс-строя» и вырос пятитысячный поселок Станция Обская, главная производственная база северного населенного пункта Лабытнанги. Все это время стройку активно финансировал Минтрансстрой, а после развала СССР — ОАО «Газпром».

Только в последние 10-12 лет сюда ежегодно направлялось более полумиллиарда рублей. Учитывая то, что последний год стройка просто-напросто стоит, получается, что в целом по итогам «Ямалтрансстрой» строил до 7-10 км трассы в год, и эти километры сначала для бюджета страны, а затем для бюджета «Газпрома» поистине стали «золотыми». Официальная версия, которой при столь низких темпах строительства придерживается все это время руководство «Ямалтрансстроя», такова: стройка имеет уникальный характер, поскольку ведется практически по тундровому болоту в условиях постоянного замерзания и размерзания грунта. Дороговизну строительства здесь также объясняют суровыми условиями Севера — зарплаты персонала выше, чем в других регионах, да и обустройство рабочих мест и мест проживания, снабжение тоже «вылетает в копеечку». Все, кто так или иначе связан с «Обской» работой или проживанием, находятся в полной зависимости от «Ямалтрансстроя» и его руководителей, благодаря чему нынешний директор Игорь Нак неоднократно становился депутатом Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа и даже стал секретарем региональной ячейки «Единой России». Как неиссякаемый источник свободных средств, Нак, безусловно, оказался востребован и местной элитой. Однако за пределами Обской репутация «Ямалтрансстроя» и его владельцев ухудшается пропорционально снижению зависимости от «северной» конъюнктуры власти и бизнеса. О том, как в тундровых степях осваиваются средства уникальной всероссийской стройки, могут подробно (правда анонимно) рассказать некоторые экс-чиновники уже в самом близком городе — Салехарде. Вспоминают, например, что данное спецобъединение традиционно было самым вожделенным местом работы для большинства руководителей, как раз по причине того, что из всех северных предприятий ни одно не сулило таких огромных возможностей для масштабного осваивания государственных денег, даже пресловутая ежегодная организация «зимника» (зимней автотрассы по укатанному снегу), так часто (по бумагам) уходящего со всеми без исключения столбами и временными пунктами в весеннее тундровое болото. Хотя, кстати, «Ямалтрансстрой» занимался и «зимниками» тоже.

По данным специальной исследовательской группы проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», деятельность предприятия «Ямалтрансстрой» нуждается в максимально подробной проверке соответствующих органов, так как, учитывая антирыночную уязвимость прежних государственных схем финансирования, многие затратные стандарты предприятия могут оказаться завышенными, что тоже снижает потенциальную инвестиционную привлекательность железнодорожного направления Полуночное — Бованенково. Другим существенным фактором риска, на который исследовательская спецгруппа предлагает обратить внимание соответствующих подразделений администрации президента, является удивительный факт того, что монопольное в данном регионе строительное объединение, работающее на стратегическом участке российской экономики, оказалось частным предприятием со всеми вытекающими отсюда последствиями. Практически все из нескольких десятков предприятий, входивших в объединение «Ямалтрансстрой», на сегодня являются должниками и банкротами, в то время как обладающая правом временной эксплуатации железнодорожной линии на Бованенково и главными производственными активами головная фирма продолжает приносить небывалые доходы. Президентом фирмы является заслуженный пенсионер Владимир Нак, один из известнейших бамовских строителей СССР, генеральным директором — Игорь Нак, его сын. При этом сын его самого трудится на производственных активах фирмы. Возможно, именно политическими связями можно объяснить тот факт, что стремительная эпидемия банкротств подразделений «Ямалтрансстроя» в Обской на фоне столь же стремительного процветания головной фирмы не привлекает пока особого внимания структур губернатора округа Юрия Неелова. При этом, как отмечают специалисты, не только небывалое затягивание строительства линии на Бованенково, но и ее временная эксплуатация («по остаточному» принципу) уже во весь рост ставит проблему скорейшего восстановления того, что было построено. Уже сегодня на 268 километрах построенного пути безопасное движение ограничено режимом не более 10 километров в час. Это может свидетельствовать о частичном разрушении основы дороги. Исходя из вышеизложенного исследовательская группа рекомендует администрации президента изучить вопрос о целесообразности участия в проекте «Урал промышленный — Урал Полярный» частного предприятия ОАО «Ямалтрансстрой» — как с репутационной, так и с экономической точки зрения.

Полное содержание своего отчета аналитики не разглашают, однако, учитывая, что указанное предприятие является монополистом в данном регионе, можно предполагать, что уже в самое ближайшее время по поручению администрации президента будут предприняты меры для изучения деятельности «Ямалтрансстроя», а возможно, и поиска решения возникших у главной транспортно-строительной базы Ямала проблем. Тому, как сегодня государство обходится с собственниками, неэффективными для государства, есть яркие примеры. Между тем, судя по кулуарной информации, отголоски которой выливаются на страницы уральской прессы, руководство «Ямалтрансстроя» и его окружение уже весьма озабочены происходящим, так как на кону — бизнес. Как сообщает агентство «Уралполит.Ру», ярким проявлением этой озабоченности стала подковерная борьба ямальской элиты за кресло первого заместителя губернатора, которое по перечню полномочий в управлении экономикой уже является мощнейшим ресурсом распределения государственных средств округа на строительство и содержание дорог. С началом реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» строительные возможности окружного бюджета возрастут еще больше, поэтому кресло первого зама становится еще более вожделенным для «группы «Ямалтрансстроя» в ямальской администрации. По информации «Уралполит. РУ», заинтересованные лица уже изъявили готовность вложить 2-3 млн. долларов в бюджетные и небюджетные фонды за назначение нужного человека первым замом Неелова. Финансовое предложение якобы адресовано представителям полпредства президента по УрФО, которое, по некоторым данным, имеет некие возможности представления кандидатуры на этот пост. Однако, как сообщил нашему корреспонденту достоверный источник, в полпредстве президента по УрФО, учитывая важность проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» и все вновь поступившие аналитические сведения, намерены скорректировать и взять под тотальный контроль деятельность по оперативному изучению ситуации в высших эшелонах бизнеса ЯНАО.


Другие материалы по теме: