«Деловой квартал», Александр Кривоногов, генеральный директор компании «Адванта групп»: «Айтишников» — в топ-менеджеры!»

12 декабря 2005 (10:56)

Информационные технологии превращаются в обязательный атрибут бизнеса, но их значение все еще недооценивают.

Информационные технологии из конкурентного преимущества превращаются в

обязательный атрибут бизнеса. Однако эффективность работы ИТ-службы зависит от ее авторитета в компании и взаимодействия с руководителями (собственниками) предприятия.

Как службе ИТ поднять свою роль в управлении предприятием?

Роль информационных технологий в развитии бизнеса понимают все. Но в ряде случаев приходится сталкиваться с ситуацией, когда ИТ-службе на предприятии отводится второстепенное значение. Например, руководитель ИТ-службы может находиться в подчинении у главного бухгалтера, который в управлении таким «непрофильным» активом нередко руководствуется решением частных задач. В результате ИТ-служба фактически не имеет полномочий и возможностей для решения стратегических задач компании. Она рассматривается не как подразделение, приносящее доход за счет осуществления эффективных проектов, а как затратная часть в бюджете предприятия.

Руководители ИТ-служб в большей степени обеспокоены проблемами, как выбить деньги на новые компьютеры и обосновать необходимость приема еще одного человека, а не воплощением эффективных проектов.

Почему принижается значение ИТ для бизнеса?

Таких причин на самом деле несколько. Многое зависит от личности руководителя ИТ, его опыта и авторитета на предприятии. Конечно, авторитет можно заработать, успешно осуществив комплексные проекты. Вот здесь и возникает ряд проблем.

На предприятиях годами формировалась психологическая атмосфера, когда инициатива наказывалась. И некоторые руководители ИТ, несмотря на желание привнести в работу фирмы новые технологии и проекты, задумываются об ответственности за эти инициативы.

Определить прямой эффект от внедрения информационной системы — сложно (по данным средств массовой информации, иногда расчет эффективности может оказаться даже дороже, чем стоимость самого ИТ-проекта). Поэтому руководителям службы ИТ выгоднее, чтобы в итоге инициация проекта шла со стороны высшего руководства. В то же время ИТ-проекты, охватывающие ключевые участки производственной деятельности, связаны с высокой степенью риска и ответственности. Управление рисками проекта предполагает анализ осложнений, с которыми мы можем столкнуться. Необходимо открыто заявлять об этом и грамотно разрабатывать мероприятия по предотвращению или снижению их влияния на успешность выполнения проекта.

Поднимайте статус ИТ-отдела. По-настоящему плодотворное сотрудничество ИТ и бизнеса начнется тогда, когда начальник отдела информационных технологий войдет в состав топ-менеджмента предприятия. Руководитель службы ИТ может, например, непосредственно подчиняться генеральному директору, но при этом занимать должность директора по ИТ. В таком случае топ-менеджеры сферы ИТ глубже поймут потребности бизнеса, будут ясно представлять стратегию развития компании и участвовать в ее формировании. Информация пронизывает все сферы деятельности бизнеса, а значит, ИТ-служба должна разбираться во всех технологических и бизнес-процессах предприятия. Директор по ИТ будет разрабатывать информационные технологии совместно с руководителями служб — заказчиков проектов. Например, для корпоративных систем управления проектами к заказчикам можно отнести технического директора, директора по развитию, директора по инвестициям, директора по капитальному строительству. Благодаря такой структуре ИТ-служба сможет занять активную позицию, участвуя в развитии основного бизнеса.

Мнение «За»

Сергей Тумашев, директор компании «Интермаст»:

— Зачастую такое положение дел связано с тем, что у компании нет стратегических целей развития, она не осознает свое место на рынке. Отсюда и непонимание, как использовать инструментарий информационных технологий для достижения конкурентного преимущества, и взгляд на ИТ-службу как на затратную часть бюджета, и боязнь использовать внешние компании для внедрения ИТ-продуктов. Кроме того, у многих предприятий отсутствует культура и практика ведения проектов, из-за чего возникают вопросы к внешним организациям: «почему у вас дорого, ведь нам надо что-то простое».

Статус ИТ-отдела зависит от множества параметров: от руководства предприятия, от задач развития, от личности ИТ-руководителя, от корпоративной культуры, от квалификации сотрудников ИТ-подразделения и внешних поставщиков оборудования и решения. А сам проект всегда можно разбить на этапы и минимизировать риски. С увеличением конкуренции и снижением прибыльности влияние информационных технологий возрастает.

У любой компании всегда мало ресурсов, много рисков. И я понимаю руководителей, которые стоят перед выбором — что лучше: четко сформулировать цели, создать внутренние эффективные процессы, а потом автоматизировать порядок или начать с автоматизации хаоса, в ходе проекта меняя культуру и связи? Никто не разделит ответственность с первым руководителем.

Мнение «Против»

Игорь Карпенко, ИТ-директор холдинга «АС-Бюро»:

— На мой взгляд, все не так плохо. С усилением конкуренции у представителей бизнеса уже появляется потребность в применении вычислительных систем и телекоммуникаций. Особенно остро эта потребность выражается там, где первые лица компании обладают системным подходом и базовыми знаниями в области ИТ. На примере оптовых фармацевтических компаний я вижу: преимущества у того, кто при прочих равных условиях успевает в режиме реального времени анализировать ценовые предложения конкурентов и выдвигать свои, более выгодные. Представьте: каждый клиент получает индивидуальный попозиционный прайс-лист. Если у вас 1000 клиентов, 5000 позиций в прайс-листе и 1000 заказов в день, то без мощной информационной системы вам не обойтись. ИТ приобретают первостепенное значение, а подразделения ИТ становятся бизнес-подразделениями. В компании «АС-Бюро» это давно поняли, но наш пример — не исключение. Затраты на ИТ уже сегодня рассматриваются руководителями предприятий как окупаемые инвестиции и одновременно как ключевой фактор в создании новых возможностей для бизнеса. В случае открытого, прозрачного рынка начинают конкурировать не люди, а информационные системы.


Другие материалы по теме: