Юрий Зисман: Мы планируем продолжать расширение нашей филиальной сети

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил генеральный директор энергосбытовой компании «Энергоджинн» Юрий Зисман.

— В преддверии нового года принято подводить итоги. Какие наиболее важные события в сфере электроэнергетики уходящего года Вы можете отметить?

Самое значимое для энергетиков событие уходящего года — реформа, разделившая генерацию, транспортировку и реализацию электроэнергии. Законодатель определил, что производить энергию и поставлять ее потребителю должны разные компании. Причем, если в сетевом хозяйстве государство оставило за собой право монополиста, то в области сбыта разрешено работать всем желающим.

Я полагаю, что данная законодательная инициатива должна положительно сказаться на развитии рынка электроэнергетики. Как показывает практика существования любого рынка, он начинает по-настоящему прогрессировать только тогда, когда на нем возникает конкуренция нескольких компаний, которые не имеют возможности диктовать свои условия потребителю, а вынуждены бороться за него. В условиях конкурентной борьбы субъектам предпринимательства приходится применять новейшие технологические разработки и снижать производственные издержки, потому что это напрямую связано со снижением тарифов, улучшением качества услуг, а соответственно, увеличением клиентской базы.

Конечно, тут возникает сомнительный момент: ведь сбытовые компании закупают энергию на едином региональном рынке и платят электросетевой компании одинаковые сборы. За счет чего они получат возможность предоставлять потребителю более дешевые услуги, чем конкуренты? Я повторюсь — за счет развития технологичности и маневренности, за счет развития сервисной сферы.

Я хочу подчеркнуть, что, хотя реформа энергетической отрасли началась в прошлом году и в общих чертах должна завершиться к 1 января 2006 года, изменение ситуации на рынке не произойдет сразу же. На это понадобится время, в ходе которого появятся новые сбытовые компании и произойдет формирование рынка. Средний потребитель ощутит на себе реальные результаты законодательного решения только тогда, когда монополия реально сменится цивилизованной конкурентной борьбой.

С уверенностью можно сказать, что в Свердловской области этот процесс уже начался. В частности, на региональный рынок вышла наша компания. Причем, мы изначально определили свою целевую аудиторию, в которую вошли предприятия малого и среднего бизнеса. Мы считаем именно этот сегмент рынка наиболее перспективным в силу двух факторов: во-первых, у таких компаний, как правило, нет крупных энергетических служб, которые сами могут решать свои проблемы, во-вторых, малый и средний бизнес представляет наиболее многочисленную в перспективе предпринимательскую группу. Поэтому я полагаю, что мы не ошиблись, делая ставку именно на эту клиентскую базу.

— Как сейчас развивается энергосбытовая сфера в Свердловской области? Каковы ее ближайшие перспективы?

— Как развивается сбыт, сегодня оценить достаточно непросто, потому что ситуация постоянно меняется. В то же время не вызывает сомнения, что это чрезвычайно перспективный вид деятельности, так как энергия нужна всем. Даже с учетом того, что сегодня норма доходности в нем невелика, при профессиональном подходе и значительных объемах поставки можно достичь весьма достойных результатов.

Я думаю, и это мнение разделяют и другие участники этого рынка, что в ближайшее время в России возникнет целый ряд независимых компаний. Кроме того, они обязательно разделятся по принципу обслуживаемой категории абонентов. И это также будет одним из проявлений грамотной конкуренции. Не исключено, что тем компаниям, которые сегодня уже работают на рынке и привыкли действовать в условиях монополии, придется пересмотреть свои методы работы.

— Какие проблемы, связанные со сбытом электроэнергии, в настоящее время остаются нерешенными?

— Сегодня перед сбытовыми компаниями действительно стоит ряд проблем, на решение которых, вероятно, понадобится некоторое время. На мой взгляд, любая компания, выходящая на рынок, тем более — рынок с «монопольными» традициями, сталкивается с подобными трудностями. Во-первых, нужно отметить противодействие тех игроков, которые уже присутствуют на рынке. Они, что совершенно естественно, видят в новом участнике конкурента, который может лишить их доли рынка, «отобрать» часть клиентов. Во-вторых, и это значимая проблема сегодня, потребители с недоверием относятся к новым правилам игры. Мы фактически вынуждены объяснять, что электроэнергия может быть предоставлена разными компаниями, а не только через традиционных поставщиков, как и любой иной товар, что ее можно поставлять, как и другие виды продукции, по более низким ценам и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.

Существуют и другие проблемы. Например, при разделении энергосистем акции «сбытов», которые разделялись, были переданы в управление генерирующим компаниям, некий базовый вариант. Стало быть, вся электроэнергия, которая вырабатывается ТГК, я подчеркиваю территориальным, априори продается сбыту, которым они и управляют, это такой административный ресурс. В некоторой степени этот консерватизм может быть оправдан, т. к. он ограничивает вход авантюристов на данный рынок. И мы за разумный консерватизм. Но мы считаем, что если оставить ситуацию такой, то рынок электроэнергии не изменится. И, по сути, основной цели реформы достигнуто не будет.

— Каково ваше положение на рынке сейчас?

— Мы вышли на рынок недавно, но мы готовы предложить потребителям выгодные программы сотрудничества. Полагаю, что в Свердловской области и Уральском федеральном округе есть определенная категория абонентов, которые недовольны условиями заключенных договоров или качеством их исполнения. Таким потребителям мы готовы предложить услуги персонального менеджера, который будет осуществлять аудит энергопотребления и таким образом помогать предпринимателям.

Одним из наших последних достижений является открытие филиала в Тюмени. Это первая площадка компании, находящаяся за пределами Свердловской области. В Тюмени мы планируем представить полный спектр услуг, однако стержнем нашей работы будут поставки электроэнергии предприятиям малого и среднего бизнеса.

В комплекс услуг, предоставляемых сегодня компанией, входит поставка электроэнергии и пакет «Энергетический супермаркет». Он включает в себя круглосуточную справочную службу, установку приборов учета, обеспечивающих снятие показаний путем удаленного доступа, информационную поддержку, консультирование и методологическую помощь, в том числе и по вопросам применения тарифов на электроэнергию, создание условий, необходимых для присоединения к электросетям, увеличение присоединенной мощности, представление интересов клиента в отношениях с субъектами рынка электроэнергии.

— Чего Вы ждете от нового, 2006 года?

— В 2006 году мы планируем продолжать развивать свою сбытовую сеть не только на территории Уральского федерального округа, но и в других регионах.

Мы недавно работаем на рынке, и у нас большой потенциал: если наши услуги будут востребованы, мы постараемся зайти во все уголки, будем работать всюду, где это рентабельно и целесообразно.

Конечно, в новом году мы ждем укрепления авторитета компании, роста профессиональных и финансовых успехов на основе квалифицированной работы персонала. И, конечно, планируем получить новых клиентов, готовых доверить организацию энергоснабжения нашим специалистам.


Другие материалы по теме: