Юрий Зисман: Монополии не рушатся в один день

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил генеральный директор энергосбытовой компании «Энергоджинн» Юрий Зисман.

– Юрий Владленович, охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась сейчас на рынке энергетических услуг?

– В двух словах описать ситуацию сложно, ведь на этом рынке присутствуют разные категории игроков с разными стартовыми условиями. Чтобы достичь успеха, новые, независимые участники рынка должны все время находиться в поиске, постоянно совершенствовать свое предложение. Пройдет еще немного времени, и борьба за потребителя станет протекать особенно остро. Все энергосбытовые компании, по сути, предлагают своим потенциальным клиентам одни и те же услуги, а значит, при выборе поставщика потребитель будет ориентироваться на отличительные черты компании и те дополнительные преимущества, которые принесет ему сотрудничество с ней. Это естественный процесс. Те компании, которые уже давно присутствуют на рынке, будут вынуждены считаться с появляющимися нововведениями и следовать им. Наша работа в определенной степени заставляет других участников рынка двигаться, меняться.

– Как реагируют на появление независимых компаний остальные участники рынка?

– Особенно интересна реакция монополистов. Их первые пессимистичные отзывы сводятся к одному — дескать, ничего у нас не получится. Однако, это лишь подчеркивает, что, во-первых, сектор энергосбыта становится конкурентным, а во-вторых, конкуренты нас замечают и осознают, что с нашим появлением ситуация на рынке существенно изменится.

– Как Вы полагаете, будет ли увеличиваться количество игроков на рынке энергосбыта?

– Я думаю, что в ближайшее время возникнет целый ряд независимых компаний, при чем ориентированных на разные группы потребителей. Часть из них будет работать и с населением, когда будет решен вопрос перекрестного субсидирования. Тем предприятиям, которые уже давно работают в сфере энергосбыта, придется мириться с тем, что некоторая часть рынка будет потеряна, и учиться конкурировать с независимыми компаниями.

– На Ваш взгляд, с какими проблемами приходится сталкиваться независимым энергосбытовым компаниям? Что мешает развиваться новым компаниям?

– Одна из главных проблем — проблема монополий, ведь они не рушатся в один день.

В частности, непросто проходят переговоры о закупке электроэнергии — монополию разделили, но при этом было принято решение о передаче территориально генерирующим компаниям части акций сбытовых организаций, выделившихся из состава бывших АО-энерго. В итоге, генерация и сбыт сейчас воспринимаются как некий единый комплекс. Следовательно, попытки независимых сбытовых компаний заключить договор с той или иной генерирующей компанией зачастую воспринимаются как притязания на долю ее бизнеса. Это хорошо иллюстрирует наше недавнее обращение в ТГК9 с предложением о закупках электроэнергии, которое было встречено отказом.

– Таким образом, все упирается в закупки электроэнергии?

– Не только. Порой противодействие оказывают и сетевые компании. К примеру, первыми крупными клиентами «ЭСК «Энергоджинн» на рынке должны были стать два предприятия, входящие в строительный холдинг «НОВА-Групп» — завод ЖБИ «Бетфор» и Каменск-Уральский завод ЖБИ. Поставки электроэнергии заводу «Бетфор» происходят по сетям, относящимся к «Екатеринбургской электросетевой компании», с которой мы развиваем эффективное сотрудничество. А вот «Региональная сетевая компания», которой принадлежат сети в Каменске-Уральском, отказалась заключить с нами договор на услуги по передаче электроэнергии. Мы расцениваем действия РСК как неправомерную попытку закрыть нам доступ на рынок и намерены обжаловать их в арбитражном суде.

– Одной из причин отказа РСК называет то, что «Энергоджинн» не утвердил свои тарифы в Региональной энергетической комиссии.

– Наша компания не защищала своих тарифов в РЭК Свердловской области, поскольку тарифы для конечных потребителей «Энергоджинн» формирует на основании тарифов поставки (утвержденных РЭК для производителей электрической энергии), тарифов на услуги по передаче (утвержденных для сетевых компаний) и собственной сбытовой надбавки, которая формируется договорным путем.

«Энергоджинн» совершенно не обязан утверждать свою сбытовую надбавку в РЭК, т.к. сейчас сбыт в принципе не является монопольной деятельностью и, следовательно, должен определяться законами рынка.

– Кстати, на днях министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимир Молчанов заявил о том, что правительство области будет убеждать потребителей заключать договоры на приобретение электроэнергии только с ОАО «Свердловэнергосбыт».

– Одна из опорных идей реформы электроэнергетики — создание рыночных механизмов в этой сфере, создание конкурентной среды. Поэтому, на мой взгляд, приведенное заявление идет вразрез с принципами преобразований, проводимых сейчас в стране.

– Каким Вам представляется дальнейший путь компании в условиях подобного прессинга?

– Как известно, то, что нас не убивает, делает нас сильней. А, применительно к ситуации, заставляет нас активнее развивать перспективные направления работы. Мы будем использовать все возможности, которые дает нам реформа электроэнергетики. Так, сейчас мы готовы предложить услуги персонального менеджера тем предприятиям, у которых ранее были заключены договоры со сбытовыми компаниями прежней формации. Сейчас есть недовольные потребители, которых не удовлетворяет сопровождение текущих договоров. Наши менеджеры готовы осуществлять аудит энергопотребления и таким образом помогать предпринимателям.

– Меняете направление деятельности?

– Нет, мы продолжаем выполнять нашу основную задачу — продавать электроэнергию. А наряду с этим предлагаем упомянутые услуги сопровождения договоров энергопотребления. Индивидуальный подход к клиенту — это наше кредо, своего рода товарный знак, отличающий нас от прочих участников рынка. И сейчас мы планомерно разрабатываем все аспекты этого подхода.

– Какие условия, на Ваш взгляд, необходимы для полноценного развития энергосбытовых компаний?

– Во-первых, необходимо принятие надлежащей законодательной и нормативной базы для обеспечения конкуренции на энергорынках, а также создание равных стартовых условий для всех субъектов энергорынка. Во-вторых, наличие финансовых средств для инвестирования в автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии и мощности. В-третьих, повышение уровня профессиональной подготовки новых кадров.


Другие материалы по теме: